|
ПОСТ MОДЕРН?
1. Актуальное избегает дефиницииПоследние 10 лет выражения "постмодернизм", "постмодерн"
употребляются настолько часто, что становятся банальными, привычными
и бессмысленными. Однако содержание этих терминов остается предельно
расплывчатым. Согласия нет ни у критиков, ни у художников, ни у искусствоведов,
ни у философов. Отсутствуют точные дефиниции, объект определяется,
скорее интуитивно, схватывается приблизительно. А так как "постмодерн"
нарочито стремится быть двусмысленным, "аллюзивным", "гиперироничным",
рефлексивным сразу на нескольких уровнях, то ускользание явления от
фиксированной расшифровки становится одной из его базовых характеристик.
|
2. Несколько цитат
|
3. Терминологические вопросы, что за ними прячется?
Еще в 1987 году на первой волне дискуссий о "постмодерне" Вольфганг Уэлш(1) в своей книге "Unsere postmoderne Moderne" попытался показать генеалогию явления. Уэлш стремится сделать ряд разграничений между собственно "постмодернизмом" и параллельными ему явлениями, такими как "постистория" и "постиндустриальное общество". На самом деле, даже при том, что тезисы Уэлша в чем-то обоснованы, они явно не покрывают всю полноту данного явления, и строгое размежевание, на котором он настаивает, оказывается явно преждевременным. Напротив, даже с точки зрения лингвистики, приставка "пост" явно во всех трех случаях не случайна, и на само деле, объединяет эти три явления, которые, не будучи синонимами, параллельны и взаимосвязаны. Теория "пост-истории"
развита и впечатляюще изложена Жаном Бодрияйром.
"Пост-историей" Бодрийяр называет такое
состояние общества, в котором актуализированы
все исторические потенциальности, а
следовательно, невозможно никакое подлинное
новаторство. Единственным настроем остается
горечь, цинизм, пассивность и серость. Движение
мира, по Бодрийяру, достигает конечной стадии,
определяемой как "гипертелия", когда
возможности полностью нейтрализуют друг друга,
порождая повсеместное "безразличие",
"индифферентность", превращая нашу
цивилизацию в гигантскую машину,
"мегамашину", которая, в свою очередь,
окончательно и бесповоротно
"гомогенизирует" все типы "различий",
порожденных жизнью. Так, текстура мира,
заключающаяся как раз в производстве
"различий", перетекает к фазе производства
"безразличия". Иными словами, диалектика
дифференциации опрокидывает свою основу и
производит индифферентность. Все уже в прошлом:
вера в утопии, надежды на лучший мир, поющее
завтра... Происходит только одна и та же
процедура: бесконечное клонирование, раковая
пролиферация, напрочь лишенная всякого
новшества, "непристойность ожирения".
Пост-история не порождает и не снимает больше
противоречий, но поглощается экстазом
нарциссизма. |
4. Оптимизм постмодерна На вызов "постмодерна" одними из первых среди интеллектуалов,
причем с совершенно позитивным и оптимистическим отношением, откликнулись,
европейские "новые правые" — Армин Мелер, Ален де Бенуа,
Робер Стойкерс и т.д. Это вполне логично. Им показалось, что они "пересидели
моедрн", т.е. оказались современниками той эпохи, когда, наконец,
кончилась безраздельная доминация принципов и теорий, остававшихся
на протяжении долгого времени неприемлемыми для "консервативных
революционеров", отвергавших "современный мир", постулаты
Нового Времени. Против концепции постмодерна выступили многие последовательные
гуманисты, в частности, Хабермас, который распознал в этом "болезненный
удар по великому проекту Просвещения". И естественно, симметричные
(но с обратным знаком) реакции не могли не проявиться со стороны извечных
противников Просвещения, "новых правых".
Как бы то ни было, намечается явная
тенденция со стороны отдельной группы
интеллектуалов, имевших претензии к
"модерну", взять постмодернизм как
позитивный инструмент для утверждения своей
собственной истины в тех условиях, когда
противоположная и ненавистная им позиция теряет
видимость абсолютности, начинается
раскачиваться, ставиться под сомнение,
утрачивать убедительность и очевидность. Если в
отношении "новых правых" их робкий оптимизм
может быть определен вышеприведенный фразой —
"пересидели модерн", то в случае "новых
левых" уместно иное определение —
"перепрыгнули тоталитаризм, заключенный в
модерне", "сделали последний шаг к
совершенной свободе". К этой "новой левой"
линии оптимистического постмодерна примыкают и
Фуко, и Делез, и Деррида, которые — каждый
по-разному — видят в данном явлении измерение
"новой свободы". Фуко — в последний период,
характеризовавшийся разрывом с структурализмом
— усматривал в постмодерне окончательный разрыв
с "универсалистской парадигмой", т.е. со
всеми эпистемологическими и идеологическими
нормативами, которые претендовали на монополию,
знание единого "кода" реальности. Взамен
этого Фуко провозглашал начало эры
нагромождения "различий", полную
фрагментацию реальности, переход к
высвобождению сущностной гетерогенности,
несводимости вещей и существ. |
5. Парентезис — сплавление крайностей Отклонимся несколько от главной темы и рассмотрим подробнее это
совпадение позиций "новых левых" и "новых правых"
в вопросе постмодернизма. "Новые левые" и "новые правые"
отличаются от "старых" по признаку, который сам по себе
может служить наглядной иллюстрацией того, что является сущностью
"модерна", Neuzeit. "Старые левые" стремятся расширить
классическую рациональность до глобального телеологического проекта,
основать максимально разумный и упорядоченный строй, доведя до последних
границ основные тенденции Просвещения. Суть проблемы в том, что,
"пересидев модерн" или преодолев, наконец,
тоталитарные границы "классической
рациональности" — т.е. получив возможность
утверждать альтернативные проекты, не боясь
подвергнуться "просвещенческой" цензуре —
"активные постмодернисты" потеряли того
социально-исторического субъекта, для которого
подобное утверждение, подобный призыв еще имели
какой-либо смысл. Иными словами, хитрость
пост-истории в том, что она способна
рекуперировать свою абсолютную антитезу,
которой расчистила путь. |
6. Отсутствующий центрТема "отсутствующего центра" в приведенных в начале
статьи "правилах" Чарльза Дженкса является показательной.
Можно представить себе картину так :"классическая рациональность"
отказывается от авторитарной доминации и оставляет центральное место.
Но при этом ставится одно непременное условие — это место должно оставаться
пустым и впредь. Активные постмодернисты — "новые левые"
и "новые правые" — радуются, что идол ушел, и готовятся
занять его место, так как в их руках сосредоточены нити альтернативного
проекта, вся логика и механика нон-модерна и его внутренней структуры.
Однако, здесь не учитывается одна принципиальная деталь. "Классическая
рациональность", великие "мета-рассказы" современности
самоликвидируются не под воздействием внешних факторов, не под давлением
внутренней альтернативы, не потому, что признают свою неправоту, а
потому, что стремятся найти себе новую форму существования, которая
вбирала бы в себя противоложности, не билась с ними, но всасывала
бы их в себя. Иными словами, в постмодерне ищет последнего и торжествующего
этапа именно дух самого модерна, ведь, в конечном счете, основание
разума неразумно, а рассудок и его деятельность вращается вокруг ноуменальной
пустоты. Но признание такого обстоятельства может привести к травматическому
разрыву и к взыванию к иному (к "витальному порыву" Бергсона,
к "сверхрациональному интеллекту" традиционалистов, к "темному
мгновению" Блоха или "проклятой части" Батайя, к теории
хаоса Пригожина и Мандельброта, к "сверхчеловеку" Ницше
и т.д.), и в этом случае речь идет о революции, а может явиться и
попыткой сохранения статус кво, но в абсолютизированном, максимальном
виде. |
7. Черная, черная ночь Если рассмотреть ситуацию предельно честно, то мы
должны констатировать большую правоту пессимиста Бодрийяра. Это значит,
что в своем массированном проявлении, в крупном масштабе постмодерн
все же является лишь дополнительным измерением пост-истории и стилем
постиндустриального общества. Иными словами, в подавляющем большинстве
случаев постмодерн есть "пассивный постмодерн". Активный
постмодерн, совместный идеальный проект "новых правых" и
"новых левых", представляет собой "призрак", тень,
мерцающую на грани проявления, не способную воплотиться в субъекта
истории. При этом дело не только во внутренней слабости и количественной
незначительности нон-конформного полюса. Сама Система активно препятствует
и предупреждает любые возможности оформления альтернативы в сплоченную
целостность даже самого малого масштаба. Гигантские силы постистории
затрачиваются на то, чтобы не допустить синтеза "новых левых"
и "новых правых", даже при том, что вместе взятые они представляют
ничтожный процент массовых обществ. Постиндустриальное общество, видимо,
всерьез отнеслось к концепции Белла относительно жизненной опасности
культуры для технократии. Поэтому технократия спешит полностью скупить
и освоить культуру, а там, где это наталкивается на сопротивление,
включается аппарат репрессий. Так было в случае с французской интеллектуальной
газетой "Idiot International", жестоко разгромленной Системой
в 1993 по абсурдному обвинению в "красно-коричневой" ориентации.
Под этим уничижительным термином понимается нон-конформистский альянс
активных постмодернистов из различных идеологических лагерей. И действительно,
в редакционной коллегии газеты были "новые левые", коммунисты,
национал-большевик Лимонов, гуру "новых правых" Ален де
Бенуа и многие другие политически парадоксальные личности. Газета
была закрыта, а ее руководители были вынуждены пройти через унизительный
процесс публичного покаяния. Несмотря на видимость постиндустриальное
капиталистическое общество остается жестко тоталитарным по сути. Это точно. Это наверняка. Это вне сомнений.
Но есть миг, есть час, есть стук сердца
и звон звезды, когда это, наконец, случится. Александр Дугин |