2. Логика
Интернирование индивидуумов в различные "пространства
заключения", сквозь которые они проходят, основано на сущностно
различных моделях: всякий раз предполагается, что мы начинаем с нуля,
и хотя во всех пространствах существует общий язык, он основан не
на континуальности этих пространств, но на аналогии. С другой
стороны, механизмы контроля основаны на вариациях единой структуры,
что создает переменную геометрию, язык которой является сущностно
цифровым (хотя и не обязательно бинарным). Пространства заключения
представляют собой отдельные матрицы, дистинктное литье, а пространства
контроля представят собой модуляции единой субстанции, подобно
самотрансформирующемуся расплавленному веществу, которое непрерывно
переливается из одной формы в другую, или подобно ситу, нити которого
постоянно переходят от одного отверстия к другому.
Это наглядно проявляется в вопросе заработной платы: завод представляет
собой такой организм, который стремится поддерживать свои внутренние
силы на уровне равновесия — максимально высокого в вопросе производительности,
максимально низкого в вопросе заработной платы. Но в обществах контроля
корпорация заменяет собой завод и его грубую наглядную организацию.
Корпорация — это дух, это газ. Конечно, и на заводах была система
поощрений и премий, но корпорации копают глубже и навязывает постоянную
модуляцию заработной платы, порождая системы сложной метастабильности,
оперирующей с вызовами, соревнованиями и в высшей степени комичными
групповыми занятиями. Столь огромная популярность самых идиотских
телевизионных игр объясняется как раз тем, что они очень точно отражают
модель корпорации. Завод представляет собой объединение индивидуумов
в единое тело, которое приносит выгоду двум инстанциям — хозяину,
наблюдающему за каждым элементом этой массы, и профсоюзу, организующему
массовое сопротивление. Но корпорации представляет личное соперничество
как самую здоровую форму мотивации, как самый сильный импульс, который
противопоставляет одного индивидуума другому, и управляет за счет
этой разделенности, которая, в свою очередь, начинает разделять каждого
индивидуума внутри него самого. Принцип модуляции, утверждающий, что
"зарплата зависит от заслуг", затронуло и национальное образование.
По мере того, как корпорация заменяет собой завод, постоянное обучение
заменяет собой школу, а непрерывный контроль замещает одноразовые
экзамены.
В дисциплинарных обществах человек постоянно начинает заново (от школы
к баракам, от бараков к заводу). В обществах контроля, напротив, ничто
никогда не кончается — корпорация, образовательная система, служба
в армии являются метастабильными состояниями, которые могут сосуществовать
друг с другом в рамках одной и той же модуляции, как универсальная
система деформации. В "Процессе" Кафка, который уже осознавал
самого себя на переходной границе между двумя типами социальных формаций,
описал самые ужасные юридические формы. Временное оправдание
дисциплинарных обществ (между двумя заключениями) и бесконечное
откладывание рассмотрения дела в обществах контроля (в постоянных
вариациях). Это два типа юридической жизни. И сегодня закон проявляет
себя столь нерешительно именно потому, что мы находимся в кризисной
фазе перехода от одной модели к другой. Дисциплинарные общества имеют
два полюса: личная подпись, которая относится к индивидуальности
и номер или (номер документа), который указывает его (или ее)
позицию в массе.
Такая двойственность основана на том, что общества контроля не видят
никакого противоречия между этими модальностями — власть одновременно
и индивидуализирует и запрессовывает в массу, т.е. собирает подвластную
субстанцию в единое тело, которым управляет, и вместе с тем отливает
в законченную форму каждый индивидуальный фрагмент этого тела. (Фуко
видел источник этой двойной заботы в пасторской власти священника,
который надзирает над стадом как целым и вместе с тем за каждой овцой,
а гражданское общество сделало из своей власти своего рода "светского"
священника). В обществах контроля, с другой стороны, важны уже не
подпись и номер, но код. Код — это пароль, тогда как дисциплинарные
общества действуют в системе кличек (отражающих как интеграционный,
так и резистентный аспекты). Цифровой язык обществ контроля основан
на коде, который допускает вас к информации или отказывает вам в доступе.
Мы больше не имеем дела с парой масса\индивидуум. Индивидуумы становятся
"дивидуумами", а массы — сэмплами, данными, рынками и "банками".
Возможно в области денег это различие проявляется ярче всего.
Дисциплинарные общества связывают свою денежную систему с фиксированным
эталоном, который рассматривает золото как цифровой стандарт. Общества
контроля соотносят валюту с плавающим рейтингом обмена, модулируемым
в соответствии со ставками, определяемыми сетью стандартных валют.
Старый монетарный жадный крот — это животное "пространств заключения".
Животное обществ контроля — это змея. Мы перешли от одного животного
к другому, от крота к змее. Система, в которой мы живем — система
змеи, но это затрагивает также и нашу манеру жить и наши отношения
с другими. Дисциплинарный человек был дисконтинуальным производителем
энергии. Человек контроля — волновой, орбитальный, постоянно пребывающий
в сети. И поэтому повсюду серфинг(1) вытесняет иные виды спорта.
(1)
Серфинг — от английского surfing, surf, что дословно означает
"скольжение". Прим. перев. |
Типы машин также легко соотносимы с каждым
типом общества. Не то, чтобы машины определяли эти типы, тони лишь
воплощают в себе социальные формы, производящие и использующие их.
Старые властительные общества использовали простые машины —
рычаги, тяги, часы. Более поздние дисциплинарные общества оснастили
себя машинами, использующими энергию, что породило пассивную опасность
энтропии и активную опасность саботажа. Общества контроля имеют дело
с машинами третьего типа — с компьютерами, пассивная опасность которых
— зависание, а активная — пиратство и внедрение вирусов. Эта технологическая
эволюция отражает на более глубоком уровне мутацию капитализма. Хорошо
знакомую нам мутацию, которая сводится к следующему: капитализм XIX
века был капитализмом концентрации, концентрации товаров и собственности.
Поэтому создается завод, как "пространство заключения",
которым владеет капиталист, обладающий как непосредственно средствами
производства, так и смежными пространствами, построенными(2) по аналогии
(семейными домами для рабочих, школами и т.д.). Рынки же завоевывались
либо через специализацию, либо через колонизацию, либо через понижение
себестоимости товаров. Но в настоящей ситуации капитализм более не
вовлечен в производство, которое он часто предоставляет в ведение
Третьего Мира, даже в случае сложных производств текстиля, металлургии
или нефтепереработки. Этот капитализм является капитализмом высокоуровневого
производства. Он более не покупает сырье и не перепродает законченные
товары: он уже изначально покупает готовые товары и собранные части.
(2) Латинское слово
"individuum" означает "неделимый", а соответственно,
"dividuum" будет означать "делимый". Прим.
перев. |
Он продает услуги и покупает стоки. Капитализм
больше не занимается производством, он занимается готовой продукцией,
ее сбытом или маркетингом. Капитализм отныне дисперсивен, распылен,
а завод уступает место корпорации. Семья, школа, армия, завод более
не являются сходными между собой типологически "пространствами
заключения", которые ориентированы на выгоду собственника — государственной
или частной власти. Они превращаются в кодированные фигуры (постоянно
деформируемые и трансформируемые) единой корпорации, которая имеет
держателей стока. Даже искусство оставило пределы "пространств
заключения" (галерей) и вошло в открытую циркуляцию банков. Завоевание
рынков происходит теперь через захват контроля, а не дисциплинированное
обучение, через фиксацию обменных ставок, а не понижение стоимости
товаров, через трансформацию продукции, а не специализацию производства.
Коррупция повсюду возрастает с новой силой. Маркетинг становится центром
или "душой" корпорации. Мы научены тому, что корпорация
имеет душу, что является самой страшной мировой новостью. Рыночные
операции отныне являются инструментом социального контроля, и именно
они формируют бесстыдное племя наших хозяев. Контроль осуществляется
через краткосрочные операции и молниеносные прибыли, но вместе с тем
он непрерывен и безграничен. Дисциплинарные общества были, напротив,
нацелены на долгосрочные проекты, действовали дисконтинуальными этапами,
каждый из которых имел строгие границы. Человек отныне не человек-заключенный,
но человек-должник. Одновременно остается верным и то, что капитализм
поддерживает свой баланс постоянным, и из-за этого три четверти человечества
живет в крайней нищете, а значит, они слишком бедны, чтобы быть должниками
и слишком многочисленны, чтобы быть заключенными. Поэтому обществу
контроля придется столкнуться не только с эрозией границ, но и с социальными
взрывами в бедных кварталах и индустриальных гетто.
|