|
ЭСТЕТИКА
ИЛЛЮЗИЙ, ЭСТЕТИКА УТРАТЫ ИЛЛЮЗИЙ
Создается впечатление, что огромный сектор современного
искусства активно участвует в деле развенчания искусства как такового,
нагружая сферу образа и воображения обязательной тоской, сопрягая
эстетику с обязательной тоской, с ощущением потерянного времени, а
это влечет за собой общую меланхолию, пропитывающую всю сферу эстетического,
так что сама эта сфера способна продливать свое существование лишь
за счет "рециклирования", искусственного воспроизведения
элементов своей истории и эксплуатации следов истории (но надо заметить,
что роковая обреченность на то, чтобы жить не просто не по средствам,
но и за пределом поставленных целей, затрагивает не не только искусство
или эстетику). Кажется, что мы обязаны отныне довольствоваться лишь
бесконечной ретроспективой, тем, что предшествовало нам. Это справедливо
и в отношении политики, и в отношении истории и морали. А к сфере
искусства это относится в особой мере. Все движение в области живописи
отвлечено от будущего и обращено в прошлое. Цитирование, симуляция,
ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства,
но его сущность, так как оно с большей или меньшей степенью игрового
начала или кича заимствует все формы близкого или далекого прошлого,
и даже формы сугубо современные. Рассел Коннор назвал это "обмороком
современного искусства". Конечно, этот remake и это "рециклирование"
тужатся быть ироничными, но эта ирония отдает ветхостью и поношенностью
распадающейся ткани, проистекает лишь из общего разочарования, а следовательно,
это — могильная ирония. Подмигивание, заключенное в наложении ню из
"Завтрака на траве" на "Игрока в карты" Сезанна
на самом деле лишь рекламный гэг, юмор, ирония, которые затопляют
мир современного искусства. Ressentiment составляет последнюю стадию
истории искусств, подобно тому, как он составлял последнюю стадию
генеалогии морали (согласно Ницше).
Утрата кинематографического очарованияСледует посмотреть эти фильмы — "Бартон Финк",
"Основной Инстинкт", "Моряк и Лулу" и т.д. — которые
не оставляют место для какой бы то ни было критики, поскольку они
сами уничтожают себя, так сказать, изнутри. Полные цитат, изобильных
деталей, хай-тех-приемов, они несут в себе кинематографический шанкр,
внутреннее перепроизводство, раковую опухоль своей собственной техники,
своей собственной сценографии, своей собственной кинематографической
культуры. Такое впечатление, что сами режиссеры страшно боятся своих
собственных фильмов, что они не могут их вынести (то ли из-за чрезмерных
амбиций, то ли от недостатка воображения). В противном случае, чем
объяснить эту чрезмерность задействованных технических средств и затраченных
усилий, которые способствует лишь дисквалификации собственного произведения
чрезмерной виртуозностью, специальными эффектами, мегаломаническими
клише — как будто задача в том, чтобы извести, заставить страдать
сами образы, извлекая из них все возможные эффекты до такой степени,
пока сценарий, задуманный как саркастическая пародия (поверим, что
пародийность здесь сознательна), не превратится в порнография образов.
Все запрограммировано на то, чтобы предельно разочаровать зрителя,
чтобы оставить у него только одно чувство — чувство излишества кинематографа,
который таким образом заканчивает свой собственный демонтаж, в качестве
инструмента очарования, творца иллюзий. Вспомним теперь о Пекинской опере. Как простым движением двух тел
на лодке можно изобразить, сделать живым всю протяженность речного
потока, когда два тела, приближаясь друг к другу, ускользая друг от
друга, двигаясь рядом друг с другом, не соприкасаясь, в невидимом
совокуплении создают явное физическое присутствие на сцене темноты,
в которой происходит битва. Иллюзия в этом случае тотальна и интенсивна,
доведена не только до эстетического, но до физического экстаза, и
именно потому, что полностью отсутствует всякое реалистическое изображение
темноты или реки, ландшафт делается видимым исключительно через
восхитительные движения двух фигур, порождающих совершенную естественную
иллюзию. Западная же опера в подобных случаях выльет на сцену тонны
воды, высветит сражение инфракрасными лучами и т.д. В этом нищета
сверхразработанного образа, как война в заливе, транслируемая по CNN.
Порнография образа трех- или четырех-мерного. Музыка, записанная на
трех, четырех или двадцати четырех дорожках. Добавляя реальное к реальному
в целях добиться совершенной иллюзии (иллюзии сходства, иллюзии совершенного
реалистического стереотипа), мы убиваем в иллюзии ее глубинное измерение.
Порно, добавляя дополнительное реалистическое измерение к сексуальному
образу, лишает его измерения желания, отнимает всякую соблазнительную
привлекательность. Апогей этого обезображивания образа через интоксикацию,
путем неслыханных усилий, во всех сферах, с тем, чтобы образ перестал
быть образом, заключается в дигитальности, в синтезированном числовом
образе, в виртуальной реальности. |
Искусство, отточенность иллюзииСегодня очень трудно говорить о живописи, поскольку сегодня очень
трудно ее видеть. В большинстве случаев современная живопись стремится
вовсе не к тому, чтобы ее созерцали, но к тому, чтобы ее потребляли,
к динамичной циркуляции, не оставляющей следов. Живопись становится
упрощенной эстетической формой ирреального обмена. До такой степени,
что наиболее соответствующий ей дискурс — это такой дискурс, в котором
нечего созерцать. Эквивалент предмета, который предметом не является. |
Развоплощение нашего мираАбстракция была великой авантюрой современного искусства. В свой
взрывной, начальной, оригинальной фазе, как экспрессионистской, так
и геометрической, она целиком принадлежала к героической истории живописи,
к деконструкции репрезентации, к вспышке предмета. По мере испарения
своего объекта сам субъект живописи рискованно подошел к границе собственного
исчезновения. Но многочисленные формы современного абстракционизма
(это верно и для Нового Фигуратива) находятся уже по ту сторону этих
революционных перипетий, по ту сторону "действительного"
исчезновения. Эти новейшие формы абстракционизма несут на себе отныне
лишь следы безразличной, вялотекущей, банальной обыденной жизни, той
банальности образов, которая давно вошла в эту жизнь. Новая абстракция
и новый фигуратив противоположны только по видимости. На самом деле
они в равной степени лишь очерчивают тотальное развоплощение нашего
мира, но уже не как нечто драматическое, а как нечто банальное. Абстрагирование
мира отныне стало всеобщим фактом, и все формы безразличного мира
несут на себе одинаковые стигматы безразличия. Это ни обвинение, ни
укор — это констатация объективного положения дел. — Аутентичная современная
живопись обязана быть сама себе безразличной, точно также как современный
мир стал безразличен самому себе после того, как сущностные цели испарились.
Искусство в своей совокупности есть сейчас метаязык банальности. Может
ли эта потерявшая драматизм симуляция развиваться до бесконечности?
Каковыми бы ни были внешние формы, с которыми мы имеем дело, на самом
деле мы давно пребываем в психодраме исчезновения и опрозрачнивания
реальности. Не следует обманываться ложной видимостью непрерывности
искусства и его истории.
Образы, в которых нечего видетьВся дилемма состоит в следующем: или симуляция необратима, по ту
сторону ее ничего не существует, она даже не событие, но наша абсолютная
банальность, ежедневная низость, мы пребываем отныне в окончательном
нигилизме и готовимся к бессмысленному повторению всех форм нашей
культуры, ожидая иного непредсказуемого события — но откуда ему взяться?
Или существует все же искусство симуляции, ироническое качество, которое
всякий раз вызывает к жизни видимости мира, чтобы разрушить их? В
противном случае, как сплошь и рядом сегодня, искусство представляет
собой лишь яростные нападки на свой собственный труп. Не следует добавлять
то же самое к тому же самому, и так до бесконечности, до бездны: это
— бедная симуляция. Нужно отобрать, вырвать то же самое у того
же самого. Нужно, чтобы каждый образ вычитал из реальности мира,
нужно, чтобы в каждом образе что-то исчезало, при этом нельзя уступать
соблазну уничтожения, окончательной энтропии, необходимо, чтобы исчезновение
оставалось живым — в этом секрет искусства и соблазнения. Есть в искусстве
— и это касается как современного искусства, так и искусства классического
— двойное постулирование, двойная стратегия. Импульс к уничтожению,
к стиранию всех следов этого мира и этой реальности, и сопротивление
этому импульсу. По словам Мишо, художник — тот, "кто сопротивляется
изо всех своих сил фундаментальному импульсу к тому, чтобы не оставлять
следов". В виртуальной реальности вещи как будто проглатывают свои зеркальные
отражения. Проглотив свои зеркала, они становятся прозрачными для
самих себя, у них не остается больше секрета, они не могут более создавать
иллюзии (потому что иллюзии связаны с секретом, с фактом того, что
вещи отсутствуют в них самих, удаляются от себя в видимость) — здесь
повсюду лишь прозрачность, и вещи, полностью представленные самим
себе в их визуальности, в их виртуальности, в их безжалостной транскрипции
(часто в цифровых эквивалентах, как это имеет место в новейших технологиях),
вписываются только в экраны, в миллиарды экранов, на горизонте которых
реальность, вместе с самими образами, исчезает. |
Объект, мастер игрыОбъект более не является функцией субъекта, критическим зеркалом,
в котором отражается неуверенность, внеразумность мира. Он становится
зеркалом для самого мира, объектного и искусственного, который окружает
нас, и где отражаются отсутствие и прозрачность субъекта. Критическая
функция субъекта уступает иронической функции объекта, ирония здесь
объективна, а не субъективна. С того момента, когда вещи становятся
фабричными продуктами, артефактами, знаками, товарами, они начинают
исполнять самим своим существованием искусственную и ироническую функцию.
Нет больше потребности проецировать иронию на реальный мир, потребности
во внешнем зеркале, протягивающем миру образ его дубля — наша освоенная
вселенная проглотила свой дубль, стала спектральной, прозрачной, потеряла
свою тень, и ирония этого инкорпорированного дубля вспыхивает каждое
мгновение в каждом фрагменте наших знаков, наших объектов, наших образов,
наших моделей. Больше нет нужды, как это делали сюрреалисты, в том,
чтобы преувеличивать функциональность, сопоставлять объекты с абсурдностью
их функций в поэтической ирреальности: вещи стали иронично светиться
сами по себе, стали без усилий абсурдизировать свой смысл, так что
нет больше нужды подчеркивать их искусственность или бессмысленность,
это стало частью их самопрезентации, цепного проявления их визуальной,
слишком визуальной поверхностности, которая сама по себе создает эффект
пародии. После физики и метафизики мы пришли к патафизике объектов
и товаров, к патафизике знаков и операций. Все вещи, лишенные секрета
и способности производить иллюзии, обречены на фиктивное существование,
на визуальную эфемерность, они обречены на рекламу, на то, чтобы заставлять
верить, заставлять видеть, заставлять оценивать. Наш современный мир
— мир рекламный в самой своей сути (или, точнее, в своей прозрачности).
Глядя на этот мир можно подумать, что он изобретен лишь для того,
чтобы рекламировать себя в мире ином. Не следует думать, что реклама
приходит после товара. В самом центре товара (и шире, в центре
всей нашей знаковой вселенной) пребывает злой гений рекламы,
трикстер, который интегрирует в себе все шутовство товара и его мизансцену.
Гениальный сценарист (возможно, это сам капитал) вовлек мир в фантасмагорию,
фасцинированными жертвами которой являемся все мы.
Уорхолл, введение в фетишизмЭнди Уорхолл отправляется от любого произвольно взятого образа, чтобы
уничтожить в нем его воображаемое измерение и превратить его в визуальный
продукт. Чистая логика, безусловный симулякр. Стив Миллер (и все те,
кто"эстетически" обрабатывают "видео-образ, научный
образ, образ синтеза) делает прямо противоположное. Он воссоздает
эстетику с помощью грубого материала. Один использует машину, чтобы
воссоздать искусство, другой (Уорхолл) сам есть машина. Подлинное
превращение в машину — это Уорхолл. Стив Миллер производит лишь механическую
симуляцию и обращается к технике, чтобы породить иллюзию. Уорхолл
дает нам чистую иллюзию техники — техники как радикальной иллюзии
— намного превышающую сегодня иллюзию живописи. |
Поиск позитивной иллюзииСуществует ли еще эстетическая иллюзия? И если нет, существует ли
путь к трансэстетической иллюзии, радикальной, к иллюзии секрета соблазна,
магии? Существует ли еще на границах прозрачной гипервизуальности,
виртуальности место для образа? Место для энигмы? Место для
событий восприятия, место для эффективного могущества иллюзии, подлинной
стратегии форм и видимостей? Жан Бодрийар (Перевод с французского А.Д. — журнал "KRISIS") |