Библиотека "Элементов"

 

 

SINE QUA NON

 

 

"Россия перед Вторым Пришествием".
Материалы к очерку русской эсхатологии.

 

Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. Составитель Сергей Фомин 382 стр.

За этим сборником, составленным известным современным исследователем Православия, стоит колоссальная работа по обобщению высказываний Святых Отцов Православной Церкви, историков, философов, писателей на тему Конца Времен. Акцент, сделанный на эсхатологии и на радикально отрицательной оценке современного мира в фундаментально христанской перспективе, является знаком возвращения православной мысли от моралистических проблем, навязанных "протестантским духом" с подрывной целью, к святым и глубинным основам всего христианского вероучения, прямо и непосредственно сопряженного с концом цикла человеческой истории (в согласии с основополагающими церковными канонами). Рассмотрение миссии России и русского народа в свете эсхатологических доктрин греческих и русских православных святых позволяет осознать глубинное и теологическое измерение той борьбы, которая раскалывает сегодня русское общество на политическом уровне. Ясность в определении фигуры Антихриста, недвусмысленное описание "идеологической" природы его "реформ", любопытные данные относительно сроков его воцарения все это делает данный труд не просто интересным и полезным, но в полном смысле слова необходимым для всякого, кто стремится занять в суровой драме Конца Времен "одесную" сторону, встать под знамена Спаса-в-силах против черных орд атлантистского и космополитического "прогрессивного" Ада.

 

Макс Вебер
"Избранные произведения"

 

Москва "прогресс" 1990 г. 807 стр.

Вебер — одна из самых ярких фигур современной социологической мысли. Бесспорный и общепризнанный авторитет в этой сфере. Представитель немецкой органицистской социологической школы, которая служит интеллектуальной базой для многих радикально нонконформистских интеллектуальных европейских движений — в частности, для "новых правых". В работе "Протестантская этика и дух капитализма" Вебер блестяще и доказательно вскрывает происхождение капиталистической, буржуазной ментальности из той специфической и антитрадиционной по сути религиозной формы, которой является протестантизм. Вся логика историко-социалогического анализа Вебера демонстрирует процесс разложения традиционного социального укалада европейских народов и государств и наступление антисакральной "современной цивилизации", пропитанной именно капиталистическим духом. Работы Вебера должны быть досканально изучены, его аргументация разобрана и усвоена всяким, кто стремится понять основополагающие принципы "консервативно-революционного" мировоззрения, в котором идеи Вебера играют центральную роль — неслучайно он был наставником Вернера Зомбарта, главного теоретика "немецкого социализма", и повлиял на всю плеяду немецких "консервативных революционеров" 20-30-х годов.

 

 

Густав Майринк
"Ангел Западного Окна"

 

С.-Петербург. Из-во "Terra incognita" перевод В.Крюкова, послесловие Е.Головина. Коллекция "ГАРФАНГ", 1992 г. 526 стр.

Самая фундаментальная книга австрийского эзотерического романиста посвящена мистической судьбе знаменитого английского алхимика, мага, картографа и астронома Джона Ди. В традиционном для Майринка стиле повествуется об инициатических испытаниях, коварных кознях анти-духовных сил, мешающих триумфальному пути Посвященного к адептату. Книга может рассматриваться не только как увлекательное повествование о тревожных и магических опытах Джона Ди и последнего потомка его рода — барона Мюллера, но и как эзотерический трактат, полный ссылок на герметические, каббалистические и магические доктрины. Особенно интересно в данном издании послесловие Евгения Головина, "Лексикон". Головин с блистательной эрудицией, глубоким знанием обширной герметической литературы и с явным личным проникновением в загадочные материи инициатических миров комментирует и разъясняет самые сложные и двусмысленные моменты произведения. Важно отметить, что этот роман Майринка, равно как и "Белый Доминиканец", "Вальпургиева Ночь" и т.д. были переведены на итальянский язык Юлиусом Эволой, крупнейшим современным традиционалистом. Более того, Майринк и Эвола оба находились в тесном контакте с герметической школой Джулиано Креммерца, "Цепью Мириам", и следы знакомства с доктринами и практиками этой "Цепи" постоянно встречаются как в текстах Эволы, так и в прозе Майринка. Майринк давно вошел в разряд "классиков" и у любителей оккультной литературы, и среди европейских традиционалистов и "консервативных революционеров". Факт выхода нескольких романов и сборников рассказов этого интересного автора на русском языке является чрезвычайно позитивным явлением, открывающим для русской публики неизвестные ранее стороны традиционалистской мысли Европы.

 

 

 

CURIOSITAS

 

 

Журнал "Вопросы социологии"

 

Москва. NoNo1-2 1993 г.

Интересное издание, ориентированное на французскую школу социологии и на аналогичную тенденцию в русской научной мысли. В данном номере для читателей "Элементов" особенно интересна статья Бирнбаума "О национализме", где разбираются основные аспекты немецкого романтического национализма Гердера и их влияние на становление французского национализма.

 

 

Пьер Бурдье
"Социология политики"

 

Москва. Из-во "Socio-Logos". 1993 г. 334 стр.

Известный труд одного из центральных французских социологов, являющийся введением в современную социологию на примере анализа некоторых аспектов современной политической жизни Франции. Хотя в книге есть некоторые довольно остроумные и критические замечания — в частности, относительно фиктивности такого понятия ка "общественное мнение", "популярность политического лидера" и т.д., — в целом она довольно тяжеловесна и фрагментарна. Забавно смотрятся ссылки на реальность коммунистических движений, которые автор, очевидно, знает очень близко. Несмотря на определенный критицизм, Бурдье не ставит под сомнение базовые принципы современной политической Системы, что лишает его труд подлинного интереса. (В этом отношении любопытно было бы перевести на русский авторов, принадлежащих к радикально нонконформистской традиции в социологии — Ги Дебора, Делеза или Бодрийяра). В качестве характерной детали укажем, что Пьер Бурдье вместе с Умберто Экко, Дерридой и некоторыми другими европейскими "левыми" интеллектуалами подписал летом 1993 года позорное "письма 40" — "Призыв к бдительности", в котором со бериевской хавткой всем "прогрессивным" силам настоятельно предписывалось чураться "новых правых", русских нонконформистов (как правых, так и левых, а заодно и "национал-большевиков") и даже писать на них доносы. Видимо, определенная "коммунистическая закваска", которая так явно проступает в книге Бурдье, может в поределенных случаях работать и на тоталитарно-либералистскую Систему, используя комиссарские методы.

 

 

Виктор Суворов
"Ледокол"

 

Москва. АО "Новое время" 1992 г. 352 стр.

Публикация этой книги бывшего агента ГРУ и предателя Родины вызвала в прессе масштабную полемику, в которой мнения переплелись довольно парадоксальным образом. Главный тезис работы заключается в утверждении, что Сталин готовил нападение на Германию Гитлера летом 1941 года и что, фактически, именно СССР спровоцировал Германию на опережающий контрудар. Заметим, что такая версия полностью совпадает с официальной версией Гитлеровского Берлина и разделяется до сих пор малочисленными апологетами "Третьего Райха", в частности, Леоном Дегреллем и Жаном Тириаром. Совершенно очевидно, что широкая популяризация Суворова, давно и открыто работающего на американскую спецслужбу, имела своей прагматической целью дискредитировать советскую историю, лишить коммунистическую оппозицию морального символа "справедливой войны", нанести психологический удар по лагерю "советских патриотов", для которых Вторая мировая война служит своего рода "Il mito fondatore" в геополитической истории "советской империи". Именно по этой причине патриоты среагировали на книгу отрицательно, хотя их критика и осталась удивительно голословной в сравнении с документированными доказательствами самого автора, почерпнутыми, скорее, не в советских архивах (как он это заявляет), но в американских, где был собран довольно досканальный отчет о структурнвых изменениях в составе советских ВО перед началом русско-немецкой войны. Многие сторонники космополитического проекта для России также выступили против книги Суворова (впрочем, с той же голословностью, что и патриоты), так как они восприняли тезис автора, как реабилитацию Гитлера, а следовательно, национал-социализма. Опасения критиков "Ледокола" и с той и с другой стороны понятны и обоснованы, но при этом совершенно не приемлима полная произвольность приводимых ими аргументов — каждый легко готов насиловать факты и события ради своих моральных и политических предпочтений. Объективный разбор сложной темы Второй мировой войны, ее геополитических, идеологических, стратегических, военных и экономических аспектов в атмосфере постоянного идеологического давления, которое осуществляется с разных сторон на историков и исследователей этой центральной для XX века проблемы, сегодня, видимо, просто невозможен. Хотя вместо дискредитированного своим предательством и ангажированностью ЦРУ Суворова лучше было бы перевести работу немецкого историка Нольте или английского историка Дэвида Ирвинга, чьи тезисы в целом совпадают с идеями Суворова, но высказаны они в общем контексте объективного переосмысления самой страшной драмы нашего столетия — братоубийственной войны между близкими этнически, культурно и даже идеологически народами — русскими и немцами.