е в р а з и й с к и й    а р х и в

 

 

Открывая Евразийский Архив

 

C этого номера "Элементы" начинают публикацию трудов русских мыслителей и геополитиков, принадлежавших к течению "евразийцев". Именно это течение представляется нам наиболее интересным, глубоким и актуальным сегодня проявлением русской исторической, философской и геополитической мысли. "Евразийцы" представляли собой не узкую школу, но широкую панораму воззрений, идущую от крайне левого национал-большевизма до крайне правого монархизма с ориентацией на аристократизм, элитарность и т.д. Но главное отличие евразийцев от других историко-политических тенденций в русской мысли XX века состоит в том, что евразийцы привлекали к своему анализу не только этические или эстетические критерии (как это имеет место почти всегда у современных русских философов и публицистов), но обращались к понятиям геополитики, социологии, истории религий, этнологии и антропологии, что делало их позицию фундаментальной, научной, законченной и последовательной. Евразийцам удалось преодолеть тот сентиментализм и то морализаторство, которые окрашивали идеологические споры конца XIX — начала XX века. Благодаря этому их идеи нисколько не устарели и не потеряли актуальность сегодня, в то время как политические формулы "чистых" левых или "чистых" правых той эпохи сегодня выглядят архаично и нелепо.

Евразийцы начиная с 20-х годов были весьма популярны в среде русской эмиграции, хотя позже о них на некоторое время забыли. Это объясняется не столько спецификой русской интеллектуальной жизни второй половины XX века, сколько универсальным запретом, который был наложен на все разновидности идеологий Третьего Пути (Консервативной Революции) после 1945 года, когда в лице германского национал-социализма и других стран Оси преступным было признан не только конкретное государство, но определенное историческое, философское и религиозное мировоззрение. Русские евразийцы, будучи полноценными участниками Консервативной Революции (по меньшей мере, в сфере теории), также были фактически поставлены вне закона. Им, как и многим европейским консервативным революционерам, пришлось выбирать — к какому из двух победивших лагерей примкнуть: либо к про-американским "правым", либо к про-сталинским "левым". Третьего было не дано, но именно "Третье" ("ни капитализм, ни коммунизм") составляло сущность евразийского выбора, евразийской позиции.

В наше время еще один "путь" ("второй путь", коммунистический) исчез из политического пространства. Это влечет за собой колоссальную трансформацию всего идеологического поля, которое с необходимостью начинает организовывать новый полюс, оппозиционный по отношению к капиталистической гегемонии "американской демократии". Поэтому идеологии Третьего Пути суждено возродиться. И более того, именно она становится сегодня фактически единственной альтернативой универсалистской капиталистической модели. В России это не может не означать полного восстановления "ЕВРАЗИЙСКОГО АРХИВА", возвращения народу важнейшего и актуальнейшего политико-философского наследия. Евразийство и Третий Путь для русской мысли суть синонимы, а значит, поиск анти-мондиалистской альтернативы должен начинаться с обращения к евразийской мысли, к идеологам, философам и теоретикам русского Третьего Пути.

Мы начинаем публикацию "Евразийского архива" двумя статьями выдающегося деятеля евразийства, одного из главных теоретиков этого направления Петра Савицкого. Первая статья перепечатана из сборника "Исход к Востоку. (Предчувствия и свершения — Утверждение евразийцев)", вышедшего в Софии в 1921 году. Это — своего рода евразийский манифест. Вторая статья никогда ранее не публиковалась на русском языке. Она была написана в 1934 г. для немецкого геополитического журнала доктора Либа "Восток и Запад".

Публикация подготовлена Александром Шатиловым