э к о н о м и к а

 

 

"Утопия рынка" — враг №1

 

В сегодняшней экономической науке доминируют так называемые "классические" теории, т.е. теории, основанные на принципах экономического либерализма. Основополагающие принципы такой экономики, сформулированные впервые Адамом Смитом, таковы:

  1. Главным действующим лицом экономической игры является индивидуум. Всякий индивидуум по своей природе рационален, эгоистичен и расчетлив в своем выборе. Он стремится только к тому, что ему выгодно.
  2. Область экономики представляет собой поле, совершенно изолированное от социо-исторической реальности.
  3. Экономика создается вокруг рынка, который стремится к саморегуляции когда выполняются следующие условия: атомарность (большое количество покупателей и продавцов), текучесть (свободный обмен), гласность (общедоступная информация касательно спроса и предложения), однородность (потребности всех действующих лиц экономической игры идентичны или, по меньшей мере, могут быть сведены к утилитарно-спекулятивной формуле), мобильность (свободная циркуляция товаров).

Эти формулы начиная с 18-го века постоянно совершенствовались. Однако их сущность оставалась прежней.

Ко всему комплексу либеральных принципов можно выдвинуть следующие претензии:

  1. Вышеназванные экономические положения не имеет никакого отношения к соблюдению того "нейтралитета в оценках", который является необходимым условием всякого подлинно научного исследования. Напротив, эти принципы точно соответствуют тому, что Луи Дюмон назвал "экономической идеологией". Эта "экономическая идеология" основывается на комплексе воззрений, очевидность и объективность которых, казавшиеся незыблемыми 200 лет назад, сегодня представляются с научной точки зрения сомнительными и необоснованными абстракциями, "механицистскими утопиями", так как современная наука сегодня представляет себе общество и его структуру гораздо более сложным и многоплановым образом, нежели примитивные концепции механицистов эпохи Просвещения и их непосредственных наследников.
  2. Эти принципы, вытекающие из иллюзии автономности экономической сферы, являются искажениями и не имеют никакого отношения к реальности. Идеальные условия существования рынка на деле не только не приближаются с развитием капиталистического общества, но, напротив, все более и более удаляются по мере развития все большего количества монополий и монопольных цепей, по мере усугубления избирательного доступа к коммерческой информации, а также в силу отсутствия в природе типа "чисто экономического индивидуума".
  3. Эти формулы являются по выражению К.Поляни отчужденными и отчуждающими от социального контекста. Делая экономическую сферу совершенно независимой от всех остальных областей человеческой и индивидуальной деятельности, эти принципы приводят к переносу на все общество критериев, применимых только в отношении рынка (принцип "невидимой руки", якобы привносящей мораль в экономику, разработанный современными либеральными теоретиками).

Мы должны противопоставить классическим и нео-классическим либеральным экономическим теориям следующие принципы и следующие пути преодоления этой социальной болезни, которой является по сути дела экономический либерализм:

  1. Следует разоблачить и обнажить идеологические предпосылки, лежащие в основании либерально-экономических парадигм и проследить критически их формулу (опираясь на труды таких авторов как Луи Дюмон, Макс Вебер и т.д.)
  2. Между макро-экономикой (глобальные ситуации, национальные комплексы и предприятия гиганты) и микро-экономикой (индивидуум как действующее лицо экономической игры) выделить и изучить месо-экономику, которая должна включить в себя все промежуточные структуры и силы (коллективы, общины, этнические и традиционные особенности, историческую специфику коллективов и т.д.).
  3. Следуя школе французских анти-утилитаристов надо изучить и заново воссоздать все не рыночные способы товарообмена (исследуя и углубляя труды М. Мосса, Ж. Батайя, Ж. Хэйзинги, К. Поляни и т.д.)
  4. Обратить основное внимание на неортодоксальные пути экономического развития, в первую очередь на идеи Шумпетера и его школы. Основополагающий принцип при этом заключается в методе помещения экономической области в исторический контекст.

Альтернатива либеральной экономике не только возможна, она необходима, так как в результате применения ее принципов к народам и обществам происходят непоправимые национальные, культурные, духовные, экологические и геополитические катастрофы, которые, если не начать с ними немедленно радикальную борьбу, в самом скором времени поставят человечество и его историю под угрозу исчезновения, либо превратив людей в "экономических мутантов", лишенных прошлого, лишенных сознания, лишенных души, либо просто уничтожив их физически вследствии социальной, военной или экологической катастрофы.

Шарль Шампетье