"Утопия рынка"
— враг №1
В сегодняшней экономической науке доминируют так называемые "классические"
теории, т.е. теории, основанные на принципах экономического либерализма.
Основополагающие принципы такой экономики, сформулированные впервые
Адамом Смитом, таковы:
- Главным действующим лицом экономической игры является индивидуум.
Всякий индивидуум по своей природе рационален, эгоистичен и расчетлив
в своем выборе. Он стремится только к тому, что ему выгодно.
- Область экономики представляет собой поле, совершенно изолированное
от социо-исторической реальности.
- Экономика создается вокруг рынка, который стремится к саморегуляции
когда выполняются следующие условия: атомарность (большое количество
покупателей и продавцов), текучесть (свободный обмен), гласность
(общедоступная информация касательно спроса и предложения), однородность
(потребности всех действующих лиц экономической игры идентичны или,
по меньшей мере, могут быть сведены к утилитарно-спекулятивной формуле),
мобильность (свободная циркуляция товаров).
Эти формулы начиная с 18-го века постоянно совершенствовались. Однако
их сущность оставалась прежней.
Ко всему комплексу либеральных принципов можно выдвинуть следующие
претензии:
- Вышеназванные экономические положения не имеет никакого отношения
к соблюдению того "нейтралитета в оценках", который является необходимым
условием всякого подлинно научного исследования. Напротив, эти принципы
точно соответствуют тому, что Луи Дюмон назвал "экономической
идеологией". Эта "экономическая идеология" основывается на комплексе
воззрений, очевидность и объективность которых, казавшиеся незыблемыми
200 лет назад, сегодня представляются с научной точки зрения сомнительными
и необоснованными абстракциями, "механицистскими утопиями", так
как современная наука сегодня представляет себе общество и его структуру
гораздо более сложным и многоплановым образом, нежели примитивные
концепции механицистов эпохи Просвещения и их непосредственных наследников.
- Эти принципы, вытекающие из иллюзии автономности экономической
сферы, являются искажениями и не имеют никакого отношения к реальности.
Идеальные условия существования рынка на деле не только не приближаются
с развитием капиталистического общества, но, напротив, все более
и более удаляются по мере развития все большего количества монополий
и монопольных цепей, по мере усугубления избирательного доступа
к коммерческой информации, а также в силу отсутствия в природе типа
"чисто экономического индивидуума".
- Эти формулы являются по выражению К.Поляни отчужденными
и отчуждающими от социального контекста. Делая экономическую сферу
совершенно независимой от всех остальных областей человеческой и
индивидуальной деятельности, эти принципы приводят к переносу на
все общество критериев, применимых только в отношении рынка (принцип
"невидимой руки", якобы привносящей мораль в экономику, разработанный
современными либеральными теоретиками).
Мы должны противопоставить классическим и нео-классическим либеральным
экономическим теориям следующие принципы и следующие пути преодоления
этой социальной болезни, которой является по сути дела экономический
либерализм:
- Следует разоблачить и обнажить идеологические предпосылки, лежащие
в основании либерально-экономических парадигм и проследить критически
их формулу (опираясь на труды таких авторов как Луи Дюмон, Макс
Вебер и т.д.)
- Между макро-экономикой (глобальные ситуации, национальные комплексы
и предприятия гиганты) и микро-экономикой (индивидуум как действующее
лицо экономической игры) выделить и изучить месо-экономику, которая
должна включить в себя все промежуточные структуры и силы (коллективы,
общины, этнические и традиционные особенности, историческую специфику
коллективов и т.д.).
- Следуя школе французских анти-утилитаристов надо изучить и заново
воссоздать все не рыночные способы товарообмена (исследуя и углубляя
труды М. Мосса, Ж. Батайя, Ж. Хэйзинги, К. Поляни и т.д.)
- Обратить основное внимание на неортодоксальные пути экономического
развития, в первую очередь на идеи Шумпетера и его школы.
Основополагающий принцип при этом заключается в методе помещения
экономической области в исторический контекст.
Альтернатива либеральной экономике не только возможна, она необходима,
так как в результате применения ее принципов к народам и обществам
происходят непоправимые национальные, культурные, духовные, экологические
и геополитические катастрофы, которые, если не начать с ними немедленно
радикальную борьбу, в самом скором времени поставят человечество и
его историю под угрозу исчезновения, либо превратив людей в "экономических
мутантов", лишенных прошлого, лишенных сознания, лишенных души, либо
просто уничтожив их физически вследствии социальной, военной или экологической
катастрофы.
Шарль Шампетье
|