|
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
ПЕЙЗАЖ
СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ
За последние 30 лет интеллектуальный пейзаж Франции
значительно изменился. В начале 60-х годов существовала интеллектуальная
гегемония марксизма, слегка смягченная фрейдистской сектой. Все интеллектуалы
были, естественно, "левыми". Высшая школа была "прогрессивной". Интеллектуалы
справа были либо отброшены в катакомбы, либо их терпели в либерально-атлантистской
версии, представленной Раймоном Ароном. Догмой было, что "все имеет
политический смысл".
|
При этом все термины в общем и
целом взаимозаменяемы, и выбор, таким образом,
представляется широким. По этим статьям обычно
проходят Хайдеггер, Ницше, Юнг, Гердер, Руссо,
Сорель, Жан Жене, Генри Миллер, — не забыть о
Платоне из которого Карл Поппер сделал духовного
отца ГУЛАГа), Жоржа Батайя (у которого Бернар-Анри
Леви обнаружил "фашистский импульс"), Сада
(которого Элизабет Бадентер назвала по ТВ
"примордиальным наци") и т.д. Так как
"фашистские тенденции", понятые таким образом,
могут быть найдены почти у всех, то список
потенциальных обвиняемых, естественно,
представляется огромным. Либеральная демократия
западного типа считается при этом
метафизическим абсолютом, от имени которого
можно дисквалифицировать все что угодно без
учета исторических обстоятельств. В раздаче
черных и белых карточек особенно преуспели
Цветан Тодоров и Бернар-Анри Леви. Этот последний
в своих передачах "Приключения свободы"
недавно договорился до того, что можно быть
сталинистом, даже не сознавая этого! Люк Ферри и Ален Рено писали: "Как большинство студентов нашего поколения мы привыкли считать, что идеал Просвещения был лишь дурным фарсом, мрачной мистификацией. Так, по меньшей мере, нас учили. Властителями дум в ту эпоху были Фуко, Деррида, Делез, Альтюссер, Лакан. От улицы Юльм до Коллеж де Франс мы открывали философов подозрения: Маркса, Фрейда, Хайдеггера, но прежде всего Ницше". Мэтры подозрений в свою очередь сами попали под подозрение. И книга, откуда мы процитировали отрывок, так и называется "Почему мы не ницшеанцы". В этом коллективном труде под эгидой Андре Конт-Спонвиля сводятся личные счеты с Жилем Делезом, и показывается, что Ницше, к которому апеллировали в 1968 во имя свободомыслия, сегодня должен быть отвергнут как "опасность для гуманизма". Показательно, что столь настойчивое объяснение современными философами "почему они не ницшеанцы" показывает, насколько актуальна до сих пор мысль самого Ницше! Несколько раньше нечто подобное предпринял Виктор Фариас в отношении Хайдеггера, и автор "Бытие и Время" предстал перед ошарашенной интеллектуальной общественностью как идеолог СА. Спустя 20 лет после 68-го года философия "новых левых", которая казалась неприкосновенной все это время, внезапно была пригвождена к позорному столбу, причем теми же самыми людьми, которые долгие годы были ее апологетами. Люк Ферри и Ален Рено объяснили нам, что два основных элемента, из которых эта философия состояла, — марксизм и "философия различий", — приводят к невыносимой для либералов идее, что "автономность субъекта есть иллюзия". Более того, в основании обоих этих направлений — немецкие авторы, что усугубляет дело. Ферри и Рено разоблачают "французское ницшеанство" (Фуко), "французское хайдеггерианство" (Деррида), "французский марксизм" (Бурдье), "французский фрейдизм" (Лакан). Так был создан интеллектуальный образ врага либерального общества — марксо-ницшеански-хайдеггериански-фрейдистский монстр, ответственный за то, что мысли целого поколения были увлечены революционной негативностью, а пророки этого направления были лишь второсортными эпигонами господ Ницше, Маркса, Фрейда и Хайдеггера, которые, в свою очередь, были лишь духовными учителями на службе немецкого государства. Так Сартр, Альтюссер и Маркузе стали примером того, какими не надо быть. Левацкая мысль оказалась нагруженной скрытыми ужасами, а следовательно, правой мыслью. Вот это сюрприз! Даже Солженицын, который открыл всей компании французских интеллектуалов глаза на ужасы ГУЛАГа, когда от того остались лишь воспоминания, не пользуется успехом у этих покаявшихся "леваков". Леви заметил, что его книги отдают "обскурантизмом". Он выбирает Россию, а не Запад. Тут же Леви охватывает неприятное подозрение. Леви перечисляет, что, собственно, пугает его у Солженицына: "провинциальная и здоровая Россия, деревенская, почти первозданная, Россия со вкусом к хорошо сделанной работе, Россия ремесел и корней". Действительно, какой ужас! Есть от чего негодовать либералу Леви. Ведь абсолютный враг либерализма — "ленивый нарциссизм закрытых общин", ностальгия по истокам, забота о природе, чувство единства космоса. В число подозрительных все чаще попадают экологи. Люк Ферри упрекает их в том, что они порвали с современным антропоцентризмом, в том, что они утверждают о происхождении этики из самой человеческой природы (а не из индивидуальной воли), что они забыли библейскую заповедь властвовать над миром, в том, что они интересуется не "человеком с большой буквы", "Человеком" из хартии "прав человека", а конкретной личностью, связанной с почвой, регионом, землей. Разоблачаются "зеленые" и такие авторы, как Мишель Серр и Ганс Ионас, отважившиеся утверждать "криминальные" вещи — человек-субъект не является обладателем частной собственности — природы как объекта, а вместе с природой является одним из полюсов единого космоса. "Минималистский гуманизм", как выясняется, видит наше будущее в бетоне, а не в природе. Что же противостоит правящей идеологии?
|
Целый архипелаг островков сопротивления:"деконструкционизм", тематика "постмодерна", правая
и левая критика "торгового строя", "общества потребления", возрождение
персонализма, утверждение коллективно-общинной идентичности, перманентная
актуальность ницшеанско-хайдеггерианской мысли, подъем экологических
идей, постановка под сомнение со всех сторон "экономической рациональности"
и "технической целесообразности". Марксистская мысль пережила общий
кризис марксизма благодаря некоторым талантливым мыслителям, — Мишель
Клускар, Жак Биде, Жак Тексье и т.д., — которые группируются вокруг
журнала "Актуальный Маркс". Но большинство левых, которые отказались
принять участие в постыдной ликвидации нонконформистской мысли и признании
абсолютной правоты правящей либеральной идеологии, остаются все же
вне ортодоксального марксизма. Это — Режи Дебре, Макс Галло, Жан Шено,
Жан-Мишель Пальмье, Роже Гароди, Пьер Бурдье, Жиль Бурдье, Ален Липетц,
Феликс Гуаттари и т.д. Для всех этих людей "быть левым" означает стремление
участвовать в "новых социальных движениях", критику западной рациональности,
считающей самою себя центром мира, обличение капитализма, стремящегося
как никогда ранее универсализировать свою одномерную модель и подстроить
под убогий потребительско-рыночный образец все многообразие цивилизационных
и этнических систем. Иными словами, "левая ориентация" сохранила для
них свой изначальный смысл, а не превратилась в пустую формулу, скрывающую
рабскую преданность правящей идеологии и полный социальный конформизм.
|
Подводим итоги:Развод между собой политических и интеллектуальных семейств открыл перспективу новых и неожиданных союзов. Неприятие доминирующей идеологии, находящейся в центре, заставило сторонников периферии совершить значительные перегруппировки, и те, кто вчера еще принадлежали противоположным лагерям, сегодня объединяются. Тот факт, что реакция на события последних лет — падение Берлинской стены, война в Персидском заливе, распад Варшавского договора, а затем СССР — была у представителей разных идеологических групп совершенно непредсказуемой, показывает, что мы вступили в новую эру, где солидарность будет определяться на основании новых признаков и принципов. В 1981 году приход к власти Миттерана положил начало ликвидации социализма. В то время власть провозгласила основной тезис: "Вся наша деятельность в современной Франции направлена на то, чтобы революции не произошло ни в коем случае." Левые отныне стали как бы вторыми правыми. Они скромно призывали к тому, чтобы покончить с идеологиями и ослабить остроту политических убеждений граждан, т.е. провести курс на деполитизацию. Вместо левацкой формулы "все — политика", возобладала либеральная "все — экономика". Новые социальные оппозиционные движения, выходящие далеко за рамки старых моделей начали совместно выступать против этой идеологии центра, где царствует "рыночный монотеизм "(выражение Гароди), бессмысленный "антирасизм" прикрывает собой полное отсутствие подлинно левых идей, а в стане правых узколобая ксенофобия подменила собой связное нонконформистское мировоззрение и защиту органической общины. Отныне подлинное разделение проходит между холизмом и индивидуализмом, коммунотаризмом и универсализмом, технократией и экологией, рыночностью и антиутилатризмом. В сущности есть только два лагеря: те, кто приемлют товарную вселенную и рыночную логику, и те, кто их отвергает. Или еще: те, кто верят в конец истории, и те, кто считают, что она все еще открыта. Дэвид Барни (alias Alain de Benoist) (Перевод с французского А.Д.) |