н о н к о н ф о р м и з м

 

 

ОТТО ШТРАССЕР,
ОТВЕРГНУТЫЙ ПРОРОК ГЕРМАНИИ

 

Отто Штрассер родился 10 сентября 1897 года в семье баварских чиновников. Его старший брат Грегор Штрассер (5 лет разницы) станет в будущем одним из вождей германского национал-социализма. Третий брат Отто и Грегора Пауль Штрассер в своих мемуарах указывал на огромное влияние отца на становление мировоззрения обоих братьев. Сам отец Петер Штрассер написал под псевдонимом Пауль Вегер интересную идеологическую брошюру "Das Neue Wesen" ("Новое Бытие" или "Новая Сущность"), где сформулировал основные принципы особого социализма, основанного на сочетании христианства и национального духа. Пауль Штрассер писал: "В этой брошюре содержатся предпосылки всей культурной и политической программы Отто и Грегора, т.е. концепция национал-христианского социализма, который призван был быть разрешением всех противоречий, порожденных либеральной болезнью, капитализмом и интернационализмом".

Когда разразилась Первая мировая война, Отто бросил изучения юриспруденции и политэкономии и записался добровольцем на фронт (он был самым юным добровольцем во всей Баварии). Отвага и мужество на фронте принесли ему Железный Крест и военный орден Макса-Иосифа. Перед демобилизацией Отто вместе с братом участвуют в разгроме Баварской республики в рядах отряда фон Эппа. В 1919 году Отто возвращается к учебе и основывает в Берлине "Университетскую ассоциацию активистов-социал-демократов". В 1920 году он предводительствует тремя "пролетарскими сотнями", которые выступили в рабочем квартале Берлина Штеглиц против крайне правого капповского путча. Вскоре после этого он выходит из Социал-демократической партии, активистом которой он являлся, критикуя ее за измену пролетарскому курсу и отказ от пункта о национализации в ее программе. Иными словами, он оказывается много левее социал-демократов.

Возвратившись в Баварию, Отто Штрассер через брата Грегора знакомится с Гитлером и генералом Людендорфом, но отказывается примкнуть к национал-социалистам, несмотря на все убеждения брата. На конгрессе Независимой социал-демократической партии в Халле он знакомится с Зиновьевым. Свою встречу с ним Штрассер описывает в журнале "Das Gewissen", издаваемом Артуром Мюллером ван ден Бруком.

 

Штрассер — национал-социалист

После неудачного путча 1923 года, когда Гитлер оказывается под арестом, Грегор Штрассер вместе с Людендорфом и политиком "фелькиш" фон Графе оказывается во главе национал-социалистического движения. Когда Гитлер вышел из тюрьмы, он поручает Грегору возглавить НСДАП на Севере Германии. Отто присоединяется к брату и становится главным идеологом северо-германского национал-социализма.

Грегор Штрассер в 1925 году начинает курс на автономию северо-германских национал-социалистов относительно Мюнхенского руководства. Отто Штрассер вместе с Йозефом Геббельсом придают северному нацизму откровенно левацкий, подчеркнуто пролетарский характер. В октябре 1925 Отто Штрассер пишет политическую программу северо-германского сектора НСДАП, выдержанную в крайне левых тонах.

Гитлер реагирует на это тем, что настаивает на непоколебимости 25 пунктов изначальной национал-социалистической программы и начинает сосредоточивать в своих руках всю полноту власти в движении. Гитлеру удается привлечь на свою сторону Геббельса, соблазнить Грегора Штрассера постом шефа пропаганды, а потом и начальника организационного отдела НСДАП. При этом он исключает из партии некоторых "леваков" (гауляйтеров Силезии, Померании и Саксонии). 4 июля 1930 Отто Штрассер, пребывавший в политической изоляции и прямой все возрастающей оппозиции к прокапиталистическому и гиперконсервативному курсу Гитлера, решает окончательно выйти из национал-социалистической партии. Он сразу же основывает "Союз революционной национал-социалистической борьбы".

 

Штрассер-диссидент

К сожалению для Штрассера, его раскол совпал с двумя событиями, которые значительно ослабили политико-идеологический потенциал "левого нацизма". Во-первых, Немецкая Коммунистическая партия опубликовала "Декларацию-программу национального и социального освобождения немецкого народа", что привлекло на сторону коммунистов большинство антигитлеровских элементов левого национализма и национал-большевизма из штрассеровского движения. Во-вторых, успех Гитлера на выборах 14 сентября 1930 года убедил многих в адекватности его стратегии. Кроме того, в самом движении крайне левые, "национал-большевистские" элементы вошли в конфликт с более умеренными, в том числе с самим Штрассером.

Отто Штрассер попытался спасти положения, сблизившись с северо-германскими подразделениями СА, подчиненных Вальтеру Штеннесу, который был категорическим противником линии Гитлера. Но реакционные симпатии некоторых руководящих членов СА оттолкнули от Штрассера последних национал-большевиков. В октябре 1931 Штрассер основал "Черный Фронт", который объединил "Союз революционной национал-социалистической борьбы", группу "Вервольф", "отряды Оберланд", СА Штеннеса, часть Крестьянского Движения, политическую группу из журнала "Tat" и т.д.

Когда национал-социалисты пришли к власти, "Черный Фронт" был немедленно запрещен, а его члены репрессированы. Отто Штрассер перебирается в Австрию, а с 1934 года в Чехословакию. В самой Германии антигитлеровские подпольные группы штрассеровцев действовали вплоть до 1937 года. Большинство было разоблачено и репрессировано.

В эмиграции Штрассер сотрудничал с союзниками, а после войны перебрался на постоянное местожительство в Канаду. Там он и умер в полной безвестности. Его идеи были отвергнуты как нацистами, так и коммунистами и "демократами". Непонятый идеолог, одинокий боец с безразличием и отчуждением. Немецкий патриот и социалист. Консервативный революционер, переживший ту же трагедию, что и многие его товарищи по "Третьему Пути".

 

Основы штрассерианства

Штрассерианство основывается на трех принципах: национализм, идеализм "фелькиш" и "немецкий социализм".

Национализм, по Штрассеру, означает следующее:

Создание единого велико-германского государства "от Мемеля до Страсбурга", основанного на принципах федерализма и демократии и освобождения немцев от Версальского ига и плана Юнга. Штрассер призывал к войне с Западом, союзу с СССР и интернациональной солидарности между собой всех угнетенных народов в общей борьбе против империализма. К этому комплексу примыкала антимасонская и антииудаистическая конспирологическая тенденция, почерпнутая, очевидно, из кружка Людендорфа и писаний некоторых христианских консерваторов. Вместе с тем Штрассер настаивал на признании за евреями статуса национального меньшинства под особой протекцией европейской федерации и разделял сионистские проекты создания еврейского государства вне Европы (Мадагаскар).

Культурная линия заключалась в $противопоставлении буржуазному и марксистскому материализму особого религиозного "народного" идеализма "фелькиш".

Этот идеализм рассматривал "народ" (das Volk) как целостный организм божественного происхождения, отличающийся особыми физическими (расовыми), духовными и ментальными характеристиками. "Немецкая Революция" должна, согласно Штрассеру, создать или воссоздать такие "формы", который точно соответствовали бы внутренней природе народа в сфере политики, экономики и культуры. В экономике это означало "наследование земельных участков крестьянами без права продажи". В политической области — самоуправление народа в профессиональных секторах и сословиях (ремесленники имеют свой орган самоуправления, крестьяне — свой и т.д.). В культуре — "немецкую религиозность".

Основой идеализма "фелькиш" был "принцип любви" в лоне народа (Volk), так как каждый должен видеть в ближнем единство духовного организма, общие черты. Этот "принцип национальной любви" должен стать определяющим для всего социального и государственного устройства.

Идеализм "фелькиш" предполагал отрицание классовой борьбы в рамках одного и того же народа. Вместо этого утверждалась идея "народной революции", общей для рабочих, крестьян и средних классов. Жертвами такой революции должна была оказаться только крайне незначительная прослойка угнетателей и эксплуататоров. Далее предполагалась общенациональная солидарность. Любые конфликты между немцами внутри нации строго осуждались. Штрассер предлагал создать единый Фронт на базе экстремистских партий и профсоюзов против иерархии, бюрократии и системы. Такой "народный идеализм" предполагал установление "немецкого социализма".

Штрассеровская социалистическая программа предполагала следующие меры:

— (частичная) национализация земли и средств производства;
— соучастие трудящихся в прибыли предприятия;
— установление плановой экономики;
— экономическая автаркия;
— государственная монополия на внешнюю торговлю.

"Немецкий социализм" противопоставлялся как либерализму, так и марксизму. Штрассер в отличие от Гитлера считал Маркса выдающимся мыслителем, давшим совершенно адекватный анализ периода дикого капитализма. Штрассер признавал объективность экономического анализа Маркса и справедливость оценки Лениным феномена империализма. Однако Штрассер отказывался от материалистического подхода к истории (особенно предкапиталистического периода) в марксизме, не признавал его утопической и атеистической стороны. Штрассер видел в марксизме следы либерального мышления, восходящего к идее "общественного договора" Руссо.

Штрассер считал, что из марксизма следует вычесть идею "диктатуры пролетариата", "утопический коммунизм" и "пролетарский интернационализм". Вместо этого Германия должна построить особый немецкий социализм, основанный на солидарности всей нации, справедливости и народном единстве.

"Немецкий социализм" считал необходимым сочетать личную ответственность, независимость и творческую свободу с чувством принадлежности единой общине, к трудовому рабоче-крестьянскому и производительному коллективу. Штрассер, как и Эрнст Юнгер, грезил о новом типе личности — о "Труженике". Но при этом Штрассеру был особенно близок "Крестьянин", "крестьянский интеллектуал", "крестьянский труженик", "крестьянский солдат". Только в крестьянине, по мнению Штрассера, сохранился народный коллективный дух, утраченный на фабриках, у городского населения, в промышленном обществе. По некоторым аспектам идеи Штрассера очень близки к концепциям китайской культурной революции или теориям "красных кхмеров". Штрассер хотел организовать немецкое общество вокруг фигуры "Крестьянина". Чтобы добиться этого, Штрассер считал необходимым перераспределить пахотные земли, освоить восточные сельскохозяйственные территории, рассредоточить крупные промышленные комплексы равномерно по всей стране, чтобы смог возникнуть смешанный рабоче-крестьянский тип. Это был своего рода "аграрный экстремизм". Всем этим реформам должен был сопутствовать спартанский стиль жизни, полная хозяйственная автаркия каждого гражданина, всегда обеспеченного минимумом жизненных благ.

Ни одна из идей Штрассера, равно как и других теоретиков Консервативной Революции, не была осуществлена в Третьем Райхе Гитлера, который заимствовал у Консервативной Революции лишь терминологию, интеллектуальный фасад и риторику, исказив до неузнаваемости и прямой пародии весь новаторский, революционный духовный потенциал.

Тьерри Мюдри (перевод с французского А.Д.)