|
Наталия Мелентьева
ФИЛАДЕЛЬФИЙСКОГО ОБРЯДА
1. Множество вселенных Огюста БланкиОгюст Бланки, тридцать четыре года проведший в заключении за революционную деятельность... Он вдохновлял и поднимал множество восстаний и мятежей... Он дал метафизике Революции кристально ясное обоснование... Открываем его книгу "Вечность через звезды" и читаем главное.
К этой же теории все ближе подходит и современная квантовая физика, хотя Бланки написал свой труд в 1867 году. Напомним, Бланки был не просто социальным борцом и теоретиком "революционного заговора" (он считал, что революции делаются меньшинством, своего рода орденом, и лишь потом в них включаются массы — того же мнения придерживался и Ленин в "Апрельских тезисах"), но и членом особого оккультного ордена "Филадельфов". Его посвятили в эту странную организацию в Лондоне. "Филадельфы" впервые появились в XIV веке во Франции, когда некий Гийяр де Крессонессар объявил себя "ангелом Филадельфийской церкви", 6-ой азийской Церкви, о которой шла речь в Апокалипсисе, и которая считалась наиболее подлинной и полноценной перед лицом откровенно негативной и задетой влиянием апостасии 7-ой последней Церкви, Лаодикийской. Гийяра де Крессонессара объявили еретиком и заточили в темницу, причем в 1310 году сделал это все тот же Гильом Ногаре — главное действующее лицо в разгроме тамплиеров. Через несколько веков (в XVII веке) оккультное движение "Филадельфов" появляется в Англии, а через столетие — во Франции, где это название присваивает оккультистская масонская ложа "примитивного ритуала Нарбонны" с явным розенкрейцеровским уклоном. Обе эти организации находились в контакте, а английская ветвь сильно повлияла на баварских "Иллюминатов". Не исключено, что отчасти свои идеи Бланки заимствовал из этих источников. Как соотносится оккультная теория множественности миров с Революцией? Связь прямая. Если Вселенная единственна, то ее строй является оптимальным. Причем эта оптимальность может быть понята и в религиозных, и в атеистических терминах. У деистов: Бог творит мир наилучшим (и единственным) образом. У атеистов: эволюция следует единственно возможным путем. Безграничность составляющих элементов и единственность Вселенной, из этой безграничности вытекающая, делают имманентные законы мира этическим благом, а существующий порядок вещей аксиологически оправдывается уже тем фактом, что он есть то, что он есть. В таких условиях человеческая воля заключается в пределы частного улучшения существующего при общем согласии с реальностью. Консерватизм (пассивность созидательной воли) и эволюционизм (активность созидательной воли) оказываются единственными возможностями экзистенциального выбора. Революция отрицается в ее метафизических предпосылках. Можно только "ускорить" естественный ход вещей или подправить ветшающий порядок. Но Бланки (и все революционеры и мистики) думают иначе. Ограниченность конструктивных элементов космоса ясно говорит о том, что наша Вселенная неабсолютна и не исчерпывает всех онтологических возможностей. Но полнота не может не существовать, а значит, есть целый спектр миров, который могли бы выступать как альтернатива нашему. Вот метафизический и физический базис Революции. — Подозрение о том, что в нашем мире не все обстоит благополучно, получает глубинную опору в идее возможной альтернативности миров. Если "мир насилия" не устраивает, можно обратиться к иному, "новому" миру, создать ("вызвать") нечто совершенно иное, причем сами негативные условия существования, теряя свою концептуальную опору в виде идеи "единственности творения", ничем более не оправдываются. Коль скоро наш мир в целом не часть единственно возможного порядка, но лишь одна из граней возможного, то простор для Революции открыт. Эзотерический орден или революционная партия должны лишь освоить параллельную реальность и привнести ее зерна в реальность нашу. Главное — открыть свободный путь потустороннему, поднять восстание и захватить власть. Через магическую воронку революционной элиты, "новых людей", тайные энергии параллельного мира потоком хлынут к нам и преобразят жизнь.
2. Социализм и алхимияРеволюционные социалисты вдохновлялись герметическими воззрениями, основанными, в той или иной степени, на идее "трансмутации" реальности. А эта идея, в свою очередь, связана с теорией "множественности миров". Алхимия учит, что все вещи являются продуктами "ложной кристаллизации", что они несовершенны в своем естественном состоянии и подлежат оккультной переплавке. Если бы Вселенная была единственной, то речь не могла бы идти о таком радикальном преобразовании, так как всякое явление было бы по-своему совершенно и подлежало бы лишь развитию и улучшению, но отнюдь не радикальной переделке. Алхимия же считает обычное земное существо не совершенством, но результатом катастрофы, символически называемой "преждевренным вырыванием металла из жилы до его окончательного аноблирования", т.е. превращения в драгоценность. Вещи, люди, общества и культуры, по тайному мнению герметиков, суть пародии на то, чем они могли были бы (и должны были бы) быть. Поэтому все надо вернуть к первоматерии, к состоянию хаоса и магически воссоздать заново. Без этого реальность не стоит ничего. Это идея "палингенеза", "множественного рождения". У эзотериков — "палингенез", у политических активистов — социальная революция. Причем неважно, используется ли богословский язык, или все теории формулируются в атеистической терминологии. Сен-Симон, крупнейший социалист-утопист, был христианским мистиком, тогда как Маркс или Бакунин настаивали на наукообразном атеизме. Мистический смысл социальной революции один и тот же. 3. Питьевое золото Предтеча социалистов Томмазо Кампанелла разработал теорию "города солнца". В ней объединяются темы социального восстания и алхимической трансмутации. Но был еще один интересный и всеми забытый автор, который довел алхимическую солнечную линию до своего предела. Это ученик рационалиста Гассенди, французский философ и медик Ж.Б.де Сэн Ромен. |