|
The West And The
Rest
1. Новая фаза историиХантингтон предлагает свой ответ на вопрос, какой будет глобальная политика в ближайшем будущем: с его точки зрения, отныне все глобальные конфликты будут определяться не национальными (как в XIX веке), и не идеологическими (как в веке XX), но культурными факторами. Мировой политикой будет управлять соперничество и столкновение цивилизаций. "Начиная с конца "холодной войны", — утверждает Хантингтон, —международная политика выходит из своей западной фазы, и ее центральным мотивом становится столкновение западной и не-западных цивилизаций между собой". Отныне незападные цивилизации становятся из объектов истории ее субъектами. С наступлением эпохи цивилизаций теряется деление на "первый", "второй" и "третий мир". Теперь страны следует группировать не по признакам их политических или экономических систем, но по их принадлежности к одной культуре и цивилизации.
|
2. Природа будущих конфликтовЦивилизация, по Хантингтону, — это культурная общность. Она определяется общими объективными элементами (язык, история, религия, обычаи), и субъективной самоидентификацией людей; при этом принадлежность к цивилизации является наиболее широким уровнем такой самоидентификации. Цивилизация имеет внутренние подразделения и может включать субцивилизации (так, для западной цивилизации это — европейская и североамериканская цивилизации). Такая Самоидентификация окажется все более важной в будущем, и мир станет в значительной мере определяться взаимодействием семи или восьми основных цивилизаций. Это —1) западная, 2) конфуцианская (китайская), 3) японская, 4) исламская, 5) индуистская. 6) славяно-православная, 7) латино-американская и, возможно, 8) африканская цивилизации. Важнейшие силовые конфликты будущего будут происходить именно на линиях, разделяющих эти цивилизации. Хантингтон выделяет следующие обоснования такой ситуации: Во-первых, различия между цивилизациями, основывающиеся на истории, языке, культуре и, что самое главное, религии, являются основополагающими различиями; люди, принадлежащие к разным цивилизациям, обладают отличными взглядами на отношения между Богом и человеком, индивидуумом и группой, гражданином и государством, вплоть до отношений между мужем и женой, а также разными взглядами на ценность понятий прав и обязанностей, свободы и власти, равенства и иерархии. Эти различия являются куда более важными, чем различия в политических идеологиях и режимах. Именно они вызывали самые длительные и жестокие конфликты на протяжении всей истории человечества. Во-вторых, мир становится маленьким, и столкновения между людьми разных цивилизаций учащаются, что ведет к интенсификации сознания принадлежности к одной цивилизации и отличности от другой (например, американцы куда более остро реагируют на японские инвестиции, нежели на превышающие их европейские и канадские). В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений размывают локальные различия и ослабляют национальное государство как источник самоидентификации. Это, в свою очередь, ведет к тому, что образовавшуюся нишу занимают религии, часто в форме "фундаменталистских" течений. Как писал Джордж Вейгель, "десекуляризация мира является одним из доминирующих социальных фактов в конце XX века". Такое воскрешение религий обеспечивает основу для идентичности, превышающей национальные границы и обеспечивающей единение внутри цивилизаций. В-четвертых, рост цивилизационного сознания стимулируется Западом. который, находясь в данный момент на вершине своего могущества, провоцирует тем самым рост "почвеннических" тенденций в незападном мире ("азиатизация" в Японии, рост влияния Ислама на ближнем Востоке, оппозиция прозападному курсу в России). Кроме того, происходит одновременная с модернизацией девестернизация национальных элит. В-пятых, культурные характеристики и различия менее поддаются изменению, чем политические и экономические. Хантингтон иллюстрирует этот довод примером бывшего СССР, где коммунисты стали демократами, а бедные — богатыми и наоборот, но русские не могут стать эстонцами, а армяне —азербайджанцами. Вместо вопроса "на чьей ты стороне?", ключевым вопросам во всем мире становится "что ты из себя представляешь?". "От Боснии до Судана, неверный ответ на этот вопрос стоит пули в голову. Можно быть наполовину арабом и наполовину французом, сложнее быть наполовину католиком и мусульманином." — замечает Хантингтон. Наконец, следует учитывать все возрастающий экономический регионализм, который, с одной стороны, усиливает цивилизационное сознание, с другой стороны, не может быть успешным без наличия рамок единой цивилизации. Примером здесь может служить Европейское сообщество, базирующееся на единой европейской культуре и западном христианстве. Именно цивилизационными факторами обусловлены множественные конфликты на территории бывшего СССР и стран Восточной Европы. Противопоставление "мы"—"они" сменяет здесь ушедшие в прошлое идеологические ориентиры. Кроме того, следует учитывать и то, что попытка Запада насадить свои либеральные ценности неизбежно вызывает ответы других цивилизаций, основанные уже на религиозных и культурных факторах. Таким образом, столкновение цивилизаций проявляется на микроуровне в подчас жестокой борьбе соседствующих групп вдоль границ цивилизаций за контроль над территорией и друг над другом, а на макроуровне — в соперничестве государств, принадлежащих разным цивилизациям, за господство и контроль над международными учреждениями и третьими странами. |
3. Границы цивилизаций — линии будущих конфликтовС окончанием холодной войны и падением "железного занавеса", утверждает Хантингтон, на месте идеологического разделения Европы приходит культурное: между западным христианством, с одной стороны, и православием и исламом, с другой. Самой важной разделительной линией Европы Хантингтон, вслед за В. Уоллисом, считает восточную границу западного христианства к 1500 г. Эта линия проходит по нынешним границам между Россией и Финляндией, Россией и балтийскими государствами, по территории Белоруссии и Украины, отделяя их западные, католические регионы от восточных, отрезает от большей части Румынии Трансильванию, проходит через бывшую Югославию, почти точно совпадая с нынешней границей между Словенией с Хорватией и Сербией с Черногорией; таким образом, на Балканах эта линия совпадает с историческими границами Габсбургской и Оттоманской империй. Народы к северу и западу от этой линии — протестанты или католики, приобщенные ко всему опыту европейской цивилизации (феодализм, ренессанс, реформация, просвещение. Французская революция, индустриальная революция), более развиты экономически и сейчас стоят накануне объединения под знаком единой европейской экономики и демократических политических систем. Напротив, народы, проживающие к югу и востоку от этой линии. православные или мусульмане, духовно исторически принадлежали к Оттоманской или Российской империям и были лишь слегка затронуты событиями в остальной части Европы; они. как правило. менее развиты экономически и "с гораздо меньшим энтузиазмом воспринимают перспективу построения стабильных демократических систем". Таким образом, "вельветовый" занавес культуры заменяет железный занавес идеологии: в серьезности нового разделения можно убедиться на примере Югославии. Хантингтон выделяет несколько потенциальных столкновений цивилизаций. В первую очередь. сегодня все более накаленными становятся отношения между Западом и исламской цивилизацией, которые противостоят друг другу вот уже 1300 лет. В арабском мире западное проникновение только усиливает антизападные тенденции (война с Ираком), а вызванная демографическим фактором миграция арабов в Западную Европу вызовет там рост национализма и расизма. С другой стороны, исламская цивилизация на юге противостоит христианским черным народам (гражданская война в Судане, война в Чаде, конфликты в Нигерии — везде воюющих разделяет принадлежность к разным религиям). Наконец, на севере исламская цивилизация противостоит православной (боснийская война, нарастающее противостояние сербов и албанцев, напряженные взаимоотношения между болгарами и тюркским меньшинством. осетино-ингушский конфликт, армяно-азербайджанская война, напряженные отношения между русскими и мусульманами в Средней Азии и защита российскими войсками интересов русских в Средней Азии и на Кавказе). Таким образом, речь идет о "полумесяце" исламского блока, простирающегося от Африки до Средней Азии и имеющего со всех сторон кровавые границы. В Азии столкновение цивилизаций проявляется также в конфликте между индуистами и миноритарными мусульманскими группами в Индии. Далее, "конфуцианский" Китай проводит все более активную политику в отношении буддистов Тибета и тюрко-мусульманских меньшинств. После окончания холодной войны, подчеркивает Хантингтон, Китай вступил в фазу "новой холодной войны" (Дэн Сяопин) с Америкой, основывающейся на цивилизационных факторах соблюдения прав человека и распространения торговли и оружия. Так же можно окрестить и стремительно ухудшающиеся отношения между Японией и США, где культурные различия обостряют экономический конфликт. "В то время как существуют не менее острые экономические противоречия между Америкой и Европой, — подчеркивает Хантингтон, — они не имеют такой политической отчетливости и эмоциональной интенсивности, поскольку различия между американской и европейской культурой не столь велики, как различия между американской и японской цивилизациями". Столкновения цивилизаций могут иметь насильственный или ненасильственный характер. Взаимоотношения американской и европейской субцивилизаций и западной цивилизации с японской определяются исключительно экономическим соперничеством, тогда как на евразийском континенте столкновения цивилизаций ведут к насилию и к разгоранию конфликтов (что особенно характерно для столкновения исламской цивилизации со своими соседями по континенту).
4. Основа мировой политики: "синдром родственных стран"Постулируемое Хантингтоном радикальное изменение идеологической, политической и экономической "картины мира" неизбежно влечет за собой замену основных принципов, исходя из которых образовываются коалиции и организуется сотрудничество. Отныне таким принципом является не политическая идеология и не традиционный баланс сил, но цивилизационная общность, то, что Х. Гринуэй назвал "синдромом родственных стран". Он уже проявился в произошедших после окончания "холодной войны" конфликтах в Персидском заливе, Боснии и на Кавказе, которые "еще не были полномасштабными войнами между цивилизациями, но уже несли в себе элементы сплочения цивилизаций, причем, по мере продолжения конфликтов, эти элементы проявляются все сильнее". В качестве примера можно привести югославский конфликт, где союзники выбирались не по идеологическим. но по сугубо культурным и религиозным соображениям: католическая Хорватия была поддержана Германией, Ватиканом и Западной цивилизацией в целом; правительство Ельцина выбрало средний курс, направленный на поддержку Сербии при сохранении союза с Западом, а российская оппозиция заявила о прямой поддержке сербов; мусульманский мир, в свою очередь, выступил сторонником Боснии. Естественно. что такое определение союзников повлекло за собой их поддержку финансами, вооружением, и в ряде случаев — добровольцами. Так локальный конфликт, произошедший на границе цивилизаций, перерос в их масштабную войну. Более того. в наступающей реальности, подчеркивает Хантингтон, станут неуместными упреки тех или иных цивилизаций в "двойном стандарте" (например, упреки мусульман Западу. проводящему разную политику в отношении Ирака и Боснии): мир соперничающих цивилизаций — это, несомненно, мир "двойных стандартов", один из которых применяется к родственным странам, другой —к другим цивилизациям. "Таким образом, если в 30-х годах в Испании воевали идеологии фашизма, коммунизма и демократии, в 90-х в Югославии сражаются мусульманская, православная и католическая цивилизации. Будущие войны — это, несомненно, войны цивилизаций". Конфликты также могут происходить между государствами или этническими группами в рамках одной цивилизации; впрочем, такие конфликты менее интенсивны и менее подвержены разрастанию. Цивилизационная общность резко уменьшает возможность проявления насилия в таких конфликтах.
5. Запад против всех остальных
|