e d i t o

 

 

 

РУКА ТАК И ТЯНЕТСЯ
К КОБУРЕ...

 

Гераклит назвал "отцом вещей" вражду. В мире повсюду противостоящие друг другу полюса: палачи и жертвы, мужчины и женщины, насилующая власть и восстающий субъект. Борьба стихий. Борьба классов, наций, рас, экономических формаций, материальных интересов, честолюбий, идей. Обыденное сознание с некоторых пор привыкло делать демагогический ход: противоречие в частном не мешает всеобщей гармонии; противоположности в конце концов совпадают. Сказка о добром конце, о безболезненном и беспроблемном синтезе. Наивная вера в "третье" существ, погруженных с головой в ураган смертельной борьбы двух.

Реальный мир построен по закону двойственности. Может быть, эта двойственность где-то в бесконечности перестает быть сама собой, следуя недоказанному (и недоказуемому) закону Лобачевского или богословскому утверждению Кузанского. Пока же мы имеем дело с конкретным миром, вражда остается всеобщим знаменателем существования. Дело не в вульгарном дарвинизме и "борьбе за выживание". Любой предмет, любое существо, любая мысль растянуты между двумя пределами — бытием и небытием, жизнью и смертью, наличием и отсутствием, притяжением и отталкиванием, сходством и различием и т.д. Границы противоположны, враждебны друг другу. Их присутствие наполняет реальность внутренним драматизмом, динамикой, силой и тоской.

Поэтому агрессия — основополагающий закон бытия

Можно прочертить великое множество траекторий, по которым проходят разряды космической агрессии. Можно исследовать притяжение и отталкивание частиц на атомарном уровне и разбирать тем самым принцип агрессии, лежащий в основе атомного оружия. Можно заняться космологией и изучить фантастический процесс исчезновения материи в гравитационных супермассах черных дыр. Можно составить типологию насилия среди животных или построить графики агрессивных вспышек в человеческих коллективах. Можно, наконец, рассмотреть в этом свете доктрины классовой борьбы или расовой ненависти. Агрессия — многозначное и многомерное, фундаментальное явление космической реальности. По своей универсальности она, быть может, превосходит все остальное...

Какой бы вид агрессии мы ни принялись разбирать, с самого начала сталкиваемся с определениями двух позиций, двух полюсов, двух границ, между которыми зреет и разражается молния насилия, палящий огонь войны. (Кстати, тот же Гераклит считал именно огонь мистической основой космоса.)

Для "Элементов" определение своего и чужого, дружественного и враждебного не представляет никаких сложностей. С самого первого номера мы неустанно проводили демаркационную линию между "нашими" и "ненашими", следуя логике Шмитта и тезису о "борьбе сознаний" Сартра. Естественно, между "нашими" и "ненашими" ничего кроме агрессии существовать не может. Другое дело, что эта агрессия бывает актуальной или потенциальной, выражается в прямом смертоносном конфликте или подспудно зреет при внешнем бездействии. Перемирие может казаться затянувшимся. Но рано или поздно рванет.

  • "Наше", с духовной точки зрения, это Традиция, органическое общество, нечеловеческое Откровение, тотальное превосходство духовного над физическим, иерархия, качественная дифференциация, утверждение этики героя над этикой торговца.
  • "Наше", с социальной точки зрения, это социализм, материальное равенство, община, доминация принципа справедливости над принципом выгоды и эффективности, коллективизм и национализм.
  • "Наше", с геополитической точки зрения, это Евразия, континентальный альянс, силы суши, гигантский блок, основанный вокруг России.
  • "Наше", с точки зрения стиля, это движение, жизнь, активность, преодоление, Любовь и Смерть.
  • "Ненаше", с духовной точки зрения, это современный мир, западная цивилизация со времен Просвещения, гуманизм, картезианство и кантианство, индивидуализм, материализм, доминация торгового общества.
  • "Ненаше", с социальной точки зрения, это капитализм, иерархия по материальному достатку, центральность выгоды и интереса, эгоизм, индивидуализм, космополитизм.
  • "Ненаше", с геополитической точки зрения, это Америка и Запад, силы моря, англо-саксонский мир, атлантизм и мондиализм.
  • "Ненаше", с точки зрения стиля, это косность, консерватизм, конформизм, успокоенность, трусость, осторожность, прохладность, безразличие и шкурный страх смерти.

Между этими полюсами "нашего" и "ненашего" нарождаются всполохи неумолимой и страшной ненависти. Одно исключает друг друга. В данном случае "борьба сознаний" абсолютна, так как все частные несогласия в рамках каждого лагеря снимаются перед лицом тотальной чуждости противоположной гигантской системы ценностей. Анархисты, фашисты, коммунисты, левые националисты, нонконформисты оказываются в одном лагере, несмотря на все внутренние противоречия. Конформисты слева и справа, социал-демократы и либералы, республиканцы и крайне правые, обыватели и послушное мурло — в другом. Такая диспозиция сил свойственна постсоветской картине мира.

Вырисовывается новая карта сражений и битв, терактов и полемик, атак и стратегических маневров. Мы вступаем в совершенное уникальную пору Новой Агрессии, где все бывшие противоположности, противоборствующие стороны, противники и враги резко перестраивают свои ряды. Вчерашние коммунисты братаются с капиталистами под вывеской мондиализма, вчерашние фашисты пожимают руки анархистам в подрывных штабах борьбы с мондиализмом.

"Новый мировой порядок", "открытое общество", мировое правительство, планетарный рынок, общечеловеческие ценности, One World, универсализация Запада и его модели, либерализм, канонизация идиота-обывателя в качестве нормального среднестатистического представителя человечества. Это — с одной стороны, это — "ненаши".

Евразийская Империя, "враги открытого общества" (внимательно посмотрите, кого включает в их число Карл Поппер в книге "Открытое общество и его враги" — это и есть мы), свобода наций и народов на сохранение своей самобытности, автономия, духовная иерархия, национальная дифференциация, сверхчеловеческие ценности, за Восток против Запада, исключительное право называться человеком, предоставляемое только герою, мудрецу, подвижнику, воину. Это — "наши".

Две несводимые друг к другу позиции, два всеохватывающих супермировоззрения, два взаимоисключающих проекта будущего человечества.

Между ними только вражда, ненависть, жесточайшая борьба по правилам и без правил, на уничтожение, до последней капли крови. Между ними горы трупов, миллионы жизней, бесконечные века страданий и подвигов.

Кто из нас подытожит Историю?
Каким будет ее конец?
Кто скажет последнее слово?
Кто рассмеется последним?
Кто всадит последнюю пулю в плоть поверженного врага?
Они или мы?
"Наши" или "ненаши"?
Это решит война. "Отец вещей".

Александр Дугин