Библиотека "Элементов"

 

 

SINE QUA NON

 

 

Рене Генон
Царство количества и знаки времени

 

Москва, "Беловодье", 1994

Центральное произведение величайшего традиционалиста. В нем содержится развернутое изложение того, как Традиция видит современный мир и какие метафизические корни, имеет та аномальная цивилизация, в которой мы живем. Это не просто критика современности, это беспощадный и бесстрастный приговор. Этот труд, быть может, является главной книгой XX века, так как очень трудно найти в нашем столетии что-то хотя бы отдаленно напоминающее его по глубине и объективности. С помощью Генона можно объяснить практически все, и напротив, всякая попытка объяснить самого Генона, прибегая к различным интерпретативным методикам, невозможно. "Царство количество" надо либо полностью и до конца признавать, либо категорически и до конца отвергать. Промежуточных решений не существует. Тот факт, что русские читатели смогут познакомиться с главной книгой Генона, безусловно, радует. Жаль только, что издатели опубликовали некорректную и изобилующую погрешностями версию перевода, а также пренебрегли правилами интеллектуальной этики и не получили санкции на это издание от легитимных представителей школы Генона в России.

 

 

Луи-Фердинан Селин
Путешествие на край ночи

 

Перевод с французского Эльзы Триоле. Москва, АО "ТИПК-7", 1994

Знаменитый роман, несомненно лучший труд Селина, осуществивший переворот в современной французской литературе. Нонконформистский как по форме и стилистике, так и по содержанию, он является одним из наиболее ярких примеров литературы, развенчивающей миф о прогрессивном человечестве и гуманном человеке через обращение к негативным опытам, "путешествие на край ночи". Только в случае наличия этого опыта возможно действительное осознание всего ужаса и кошмара насквозь фальшивого современного мира и современного человека. Неудивительно, что Селин являлся одним из наиболее яростных приверженцев национал-социализма в его наиболее крайних формах (а некоторые книги Селина до сих пор запрещены во Франции как "антисемитские", "фашистские" и "антигуманные") и активно сотрудничал с режимом маршала Петена. Кроме того, известно, что этот роман Селина был любимой книгой одного "тоталитарного" гения, оказавшего существенное влияние на судьбы человечества в ХХ веке — И.В.Сталина. Знакомство с опытом "тотального пессимизма" Селина, чему в данном случае способствует прекрасный перевод Эльзы Триоле, является крайне важным для приобретения экзистенциальной ориентации делом. Омерзительное послесловие какого-то Токарева следует понимать "с точностью до наоборот", как при Совдепе, либо вообще вырвать из книги и переплести ее заново.

 

 

Габриэле д'Аннунцио
Собрание сочинений в двух томах

 

"Можайск-Терра", 1994

Новеллы и рассказы одного из основных представителей "фашистского стиля", знаменитого писателя и политика, соратника и предтечи Дуче фашистов Бенито Муссолини. В личности и творчестве д'Аннунцио проявилось восстание классического, "римского", героического строя жизни против ущербной и упаднической цивилизации современного Запада. Создав и возглавив отряды "ардити" (что по-итальянски означает "храбрецы"), послужившие примером всему фашистскому движению Италии, д'Аннунцио прекрасно показал, как идеи и представления должны претворяться в решительное пpямое действие и побеждать. Знакомство с сочинениями д'Аннунцио сильно затрудняется, впрочем, в случае данного издания отсутствием каких бы то ни было комментариев и справок, что может быть вызвано либо вполне обычной для нашего времени некомпетентностью составителей, либо сознательным отказом от адекватного представления этого "последнего классика Империи" русским читателям.

 

Юкио Мисима
Золотой Храм

 

Перевод с японского Г.Чхартишвили. Санкт-Петербург, "Северо-Запад", 1993

Прекрасная подборка литературных произведений одного из наиболее крупных японских писателей ХХ века, в своем творчестве и жизни абсолютно точно описавший именно консервативно-революционный, уникальный и почти не встречающийся ныне тип людей. Через нонконформистское, революционное исследование и отрицание всех основные устоев "человеческого-слишком-человеческого", отказ от принятых и устоявшихся понятий "прекрасного" и безобразного", "плохого" и "хорошего", через бескомпромиссное изучение самых нелицеприятных сторон человеческой натуры, через тотальный нигилизм Мисима (псевдоним, переводящийся как "Очарованный Смертью Дьявол") приходит к осознанию глубинных истин, лежащих по ту сторону коррозивных вод современности, что влечет за собой радикальное отождествление с самурайской традицией и лагерем "крайней реакции", безнадежный акт "восстания против современного мира" и героическую смерть. Любовь, Красота, Родина, Смерть — вот те настоящие истины, которые обязан начертать на своем стяге каждый консервативный революционер. Несомненно, что даже само эстетическое очарование таких произведений Мисимы как "Золотой Храм", "Патриотизм" или "Мой друг Гитлер" привлечет к его идеям большое количество молодых людей, чувствующих себя неуютно в выхолощенной реальности современности. A propos, пьеса "Мой друг Гитлер" отражает позицию, характерную для национал-революционеров и национал-большевиков, которые рассматривали линию Гитлера как предательство аутентичной версии национал-социализма и компромисс с сомнительными буржуазными силами, собирательно описанные в образе Круппа.

 

 

Гелиополис
Немецкая антиутопия
Романы

 

Перевод с немецкого. Москва, "Прогресс", 1992

В данном издании интересен прежде всего роман знаменитого немецкого писателя и идеолога, создателя теорий Труженика и Тотальной мобилизации, Эрнста Юнгера "Гелиополис". В романе предельно ярко и отчетливо сформулирована суть "третьего пути", отвергающего услужливо предоставляемые Системой ложные альтернативы "выхода" из лабиринта "посюстороннего" мрака цивилизации. Герой, следующий "третьему пути", должен быть консервативней самых оголтелых консерваторов и революционней самых нигилистических революционеров — только в этом случае возможно парадоксальное и "потустороннее" совпадение противоположностей, немыслимое для представителей как одной, так и другой позиций, увязнувших в банальных рамках имманентных выродившейся реальности "общепринятых представлений", — таково кредо Эрнста Юнгера, представителя блистательной плеяды титанов духа и подлинных героев ХХ века. Интересно это издание и тем, что в нем, как ни в каком другом, видна вся интеллектуальная нищета отечественного литературоведения, не способного не то что адекватно отразить сущность романа Юнгера (что можно понять, учитывая необходимость для этого наличия хотя бы малейшего представления о том богатейшем и полном риска экзистенциальном опыте писателя, который, конечно, не имеет ничего общего с реальностью курилок Института мировой литературы), но и даже представить читателю элементарные биографические данные — Юнгер, отметивший в 1995 году свое столетие, запросто записан автором предисловия в покойники: "Эрнст Юнгер (1895-1990)" и далее в том же духе. Кстати, общеевропейское чествование своего столетия великий Юнгер провел в Эскуриале на могиле Хосе Антонио и Франко (а его символический визит в Испанию организовали никто иной как добрые друзья "Элементов" "новые правые" Исидро Паласиос и Хавьер Эспарса).

 

 

Мирча Элиаде
Священное и мирское

 

Перевод с французского Москва, изд-во МГУ, 1994

Одна из наиболее известных книг замечательного историка религий, представляющая собой краткий конспект, составленный на основе его более фундаментальных работ. Книга позволяет неподготовленному и незнакомому с религиозной проблематикой читателю получить первые и наиболее общие представления об основных понятиях и символах, лежащих в основе макро- и микрокосма человека Традиции, homo religiosus. Особенно интересной представляется та часть, где автор анализирует феномен присутствия и незримого воздействия сакральных архетипов, сохранившихся несмотря на внешнее обмирщвление в глубинах памяти на многие аспекты сугубо мирской и будничной жизни. Элиаде (вместе с Анри Корбеном и Юнгом) является промежуточной фигурой между радикальным традиционализмом (Генон, Эвола и т.д.) и академической наукой, интересующейся сферой сакрального. Любопытно, что в юности Элиаде участвовал в движении капитана Кодряну "Железная Гвардия". Этот факт достоверно установил профессор Клаудио Мутти, посвятивший этому целую книгу. Как бы то ни было, Элиаде — автор в высшей степени интересный, и его труды могут служить переходным этапом между "профаническим" и "сакральным" для тех, кому трудно сразу стать на крайнюю позицию революционного и бескомпромиссного традиционализма.

 

 

Герберт Маркузе
Одномерный человек

 

Перевод с английского А.Юдина. Москва, "REFL-book", 1994

Самый знаменитый труд немецкого философа, чья мысль оказала глубочайшее воздействие на европейский интеллектуальный и политический ландшафт последних трех десятилетий. Маркузе подвергает беспощадному критическому анализу основы современного индустриального общества (как в его капиталистическом, так и социалистическом виде), которое рассматривается им как тоталитарное и одномерное. Самое страшное, при этом для него заключается в том, что это общество сумело преодолеть противоречия, которые в конце прошлого века казались чреватыми революцией, и выродилось в Систему, основанную на тотальном конформизме. Отныне сама возможность проявления негативной, критической реакции индивидуума исключена, так как с самого начала у человека искусственно формируются ложные потребности и поведенческие модели, призванные укреплять "стабильность" этого "общества без оппозиции". Однако, осуществляя блестящий разбор различных аспектов этой одномерной современной цивилизации и способов осуществления тотального контроля над личностью, Маркузе солидаризуется с общей тенденцией развития человечества и исходит из чисто эволюционных (а не революционных!) "прогрессистских" идей, рассматривая современное общество лишь как преграду на пути окончательного раскрытия потенциала технологии и создания гуманистической цивилизации "нерепрессивной рациональности". Маркузе принадлежит к левой и даже левацкой версии "третьего пути", ориентирующегося (также как и все "третьепутисты") на формулу — "ни капитализма, ни советизма". Его прочтение и серьезный анализ со стороны современных консервативных революционеров — дело будущего.

 

 

Вернер Зомбарт
Буржуа

 

Москва, "Наука", 1994

Сборник работ гениального немецкого социолога, в котором в первую очередь интересен фундаментальный труд "Буржуа", где Зомбарт анализирует истоки и развитие "капиталистического духа", лежащего в основе современной экономической системы. Уникальная эрудиция и глубочайший ум Зомбарта позволяют ему представить читателю грандиозную картину зарождения в Европе "духа предпринимательства", вначале являвшегося сугубо "героическим" и экспансионистским, но в дальнейшем поглощенного духом "мещанским", связанном с мирным, торговым способом добычи денег. Рост и укрепление капитализма, основанного на восторжествовавшем "буржуазном" духе, увязывается Зомбартом с факторами этническими (распространение с XVII века в Европе еврейства, у которого Зомбарт находит тотальное преобладание буржуазного духа) и религиозными (ослабление христианского чувства у европейских народов). Впоследствии в книге "Немецкий социализм" Зомбарт противопоставил этому "торгашескому капитализму" новую экономическую систему, построенную на экономической доминации Героя, выступающего носителем "народного духа". Не зная концепций Зомбарта, невозможно понять логику критики капитализма сторонниками "третьего пути".

 

 

Танатография Эроса.
Жорж Батай и французская мысль середины XX века

 

Санкт-Петербург, "Мифрил", 1994

Эта книга интересна прежде всего тем, что представляет собой первую более или менее осмысленную попытку представления русским читателям наследия одного из наиболее уникальных нонконформистских философов нашего века — Жоржа Батая. Тексты самого Батая (отрывки из "Внутреннего опыта", из "Слез Эроса", знаменитая работа "Гегель, смерть и жертвоприношение") предварены посвященными ему статьями других французских мыслителей-нонконформистов — таких, как Бретон, Сартр, Бланшо, Клоссовски и другие. Крайне важна представленная в книге тема взаимоотношений Батая со своим учителем, знаменитым гегельянцем Александром Кожевым, и их полемика относительно гегелевской концепции "конца истории". Это издание следует рассматривать как первое ознакомление русского читателя с идеями Батая, подлинному знакомству с котором еще только предстоит состояться.

 

 

 

CURIOSITAS

 

 

Б. А. Печников
"Рыцари Церкви". Кто они?: Очерки об истории и современной деятельности католических орденов.

 

Москва, Политиздат, 1991.

Одно из немногих, если не единственное, адекватное российское исследование, вводящее русского читателя в курс истории связанных с Католической Церковью тайных обществ (тамплиеры, иоанниты, Приорат Сиона, масонство, Тевтонский орден, Опус Деи, наиболее важные мондиалистские организации — Бильдербергский клуб и Трехсторонняя комиссия и пр.) и, что самое интересное, дающее на основе большого количества вышедших на Западе книг и публикаций панораму их деятельности в наше время. Естественные, особенно если учитывать год выхода в свет, недостатки работы — отсутствие адекватной методологии при наличии неосмысливаемой официозно-марксистской риторики (особенно когда речь заходит о связанных с Россией аспектах деятельности тайных обществ), тем не менее, не умаляет очевидных достоинств книги, и, в первую очередь, самого обращения к теме тайных обществ, стоящих за кулисами мировой истории и политики, немыслимого для заблудившихся в дебрях собственного слабоумия академических "общественных наук". Богатая фактическим материалом книга вполне может послужить подспорьем для всех тех, кто интересуется конспирологией и ищет приложения тех или иных ее моделей к истории и современности. Читателей "Элементов" в первую очередь заинтересует тема тесной связи Ватикана с современными религиозными орденами и "административным" регулярным масонством, влияющими, в свою очередь, непосредственно на политические режимы. Деятельность этого альянса нацелена на установление под вывеской "христианской морали и благочестия" стерильного режима мондиализма, власти денег и на уничтожение всех подлинно живых религиозных традиций.

 

 

Л. Юзефович
Самодержец пустыни (Феномен судьбы барона Р.Ф. Унгерн-Штернберга)

 

Москва, Эллис Лак, 1993.

Документальный роман, посвященный судьбе одной из самых загадочных для современного сознания и величественных для консервативных революционеров фигур истории ХХ века, прекрасно показывает, как отсутствие познаний в области Духа, определяющего жизнь и действия исторических персонажей (что имеет особенное значение в случае таких личностей, как Унгерн, сознательно соотносящих свою миссию с исполнением мистических заветов), ведет к поверхностной и почти всегда неверной интерпретации их исторических поступков. Тем не менее, книга интересна как первое в России исследование судьбы "Бога Войны", подробно описывающее его жизненный путь и историю его попыток противостоять агрессивному нашествию "современного мира". Наиболее ценны впервые публикуемые в качестве приложения к исследованию письма Унгерна, знаменитый Приказ, изданный им как Начальником Азиатской Конной Дивизии и представляющий, по сути, манифест Унгерна, протокол его допроса, отрывки из мемуаров изменивших Унгерну белых офицеров. Нет сомнения, что даже сквозь пелену туманных намеков, аллюзий и неудачных попыток объяснить феномен Унгерна, читатель увидит величавую фигуру подлинного титана Духа, Героя, Консервативного Революционера, соотносившего свою борьбу с сакральной миссией прекращения "мерзости запустения" и восстановления органического традиционного порядка и мира.