|
"...ЭТО ВОПРОС
ВЕРЫ"
Интервью "ЭЛЕМЕНТОВ" с лидером исламской партии возрождения (ИПВ) — амиром Ахмад-кады АКТАЕВЫМ и членом Исполкома ИПВ Гейдаром ДЖЕМАЛЕМ.
"Элементы". В течение последних лет в России идет скрытое по своим форме, но явное по сути нагнетание подозрительности и опасений в отношении ислама. Конечно, с экрана телевизора никто так прямо не говорит. Но мы знаем, что существуют и другие методы. Результат: многие, чье понимание политических процессов находится на уровне простейших схемо-образов, твердят: "Ислам — это опасно для русских". Каково в действительности отношение к русским? Ахмад-кады Актаев. Да, мы знаем о существовании такой идеологической тенденции: русские объявляются носителями атеизма, мусульмане — его жертвами. Всякому же, кто разбирается в религии, известно, что русские — один из самых религиозных народов. Даже многие "светские" понятия носят в России религиозный характер. У православия, которое является "христианством восточного направления", очень много точек соприкосновения с исламом. История многовекового взаимодействия двух наших конфессий показывает, что такое общение с обеих сторон всегда носило позитивный, взаимообогащающий характер. Сейчас — время диалога и сотрудничества. И православие, и ислам в равной мере ощущают необходимость в противостоянии американизму и наступлению навязываемого им, странам с традиционными укладами, "нового мирового порядка". Эл. Еще одно расхожее утверждение. О крайнем национализме, якобы свойственном мусульманским народам. А. - к.А. Между исламом и национализмом — крайнее противоречие. Ислам не допускает доминирование одной нации. Пророк сказал: "Нет разницы между арабом и не арабом, кроме богобоязненности". Гейдар Джемаль. Национализм — вообще термин неточный. Нация — это не этнос, а духовное объединение этносов, этнических групп; каждая из них со своим лицом. В исламе же, за 1400 лет его существования ни одна нация не потерялась, не исчезла. Эл. Продолжим о пропагандистских клише. Печать, радио и телевидение подают материалы таким странным образом, что получается: "фундаментализм" и "экстремизм" — чуть ли не слова-синонимы. И в то же время — вы это знаете — можно остановить любого прохожего, скажем, в Москве, спросить, что такое фундаментализм, и он не сможет внятно ответить... А. - к.А. Образ фундаменталистов, такой, о котором вы сказали, создается намеренно, — в этом нет сомнений. Фундаментализм — это не вопрос борьбы, не вопрос территории. Но именно территориальная подоплека присутствует в той кампании, что ведется против фундаментализма. В чем суть? Согласно Корану, город Иерусалим — третья святыня ислама. Именно в Иерусалиме находится мечеть Аль-Акса, от священного значения которой не может отказаться ни один истинный мусульманин. Именно отношением к этому вопросу и определяется фундаментализм: это вопрос веры. Запад же, в первую очередь США, обеспокоен прежде всего судьбой Израиля, тем, как бы не пришли к власти истинные мусульмане. Эл. Солидарны ли вы с алжирскими фундаменталистами, которые находятся в жестком противостоянии со светской властью? А. - к.А. Да. Они приняли "условия игры" и победили в ней честным, демократическим путем, как и подобает истинным мусульманам. И если бы светская власть была столь же честна, она признала бы итоги выборов и свое поражение. Однако вместо этого она нарушила свои же порядки и стала на путь репрессий. Эл. Лидер французских националистов Ле Пэн, который был известен своими антиисламскими выпадами, выступил в поддержку алжирских фундаменталистов. Вас это не удивило? А. - к.А. В сознании европейских лидеров, противостоящих, как и мы, мондиализму и "новому мировому порядку" происходят эволюционные изменения. И Ле Пэн прекрасно понимает, что истинные интересы Франции находятся в противоречии с интересами мондиалистов, поддержавших репрессии светской власти в Алжире. Эл. Совершенно очевидно, что мы не случайно раз за разом вынуждены говорить о "новом мировом порядке", мондиализме и сопротивлении ему. Отдельные очаги сопротивления существуют и в исламской среде, и в православной. Возможен ли геополитический альянс между исламским фундаментализмом и неисламскими, пусть даже атеистическими группировками, противостоящими мондиализму? Г.Д. Он не только возможен, но и необходим. В идеале нужно создание некоего антимондиалистского Конгресса. Наряду с исламскими фундаменталистами в него могли бы войти те деятели Евразии, которые, не будучи мусульманами, принципиально стоят на антимондиалистской, антиамериканской позиции, считая, что американизм является абсолютной духовной опасностью. Он несет тотальное растление и уничтожение ценностей. Эл. Антимондиалистские силы уже переосмыслили коммунизм и национал-коммунизм. Возможен ли альянс между переродившимся национал-коммунизмом и исламскими фундаменталистами в Средней Азии? Г.Д. Национал-коммунисты в республиках — верные лакеи Запада, как показывает опыт правления Каримова, Акаева, Назарбаева. Это люди, которые заинтересованы прежде всего в том, чтобы побыстрее и подороже продать свои республики, свои ресурсы и влиться в "новый мировой порядок". Их национал-коммунизм не носит антиамериканского патриотического характера. Эл. Ваше отношение к Джахару Дудаеву? Г.Д. Его прошлое далеко от того, чтобы заподозрить его в фундаментализме. К тому же, в Чечне у него нет глубоких родовых корней, он не может опереться на традиционные родовые структуры. Видимо, он выполняет на Северном Кавказе провокационную роль, ибо ситуация в Чечне такова, что может стать почвой для гражданской войны в этом регионе... Эл. Если произойдет восстановление СССР или государства немарксистского типа, но в прежних границах, государства, противостоящего Западу и отстаивающего свое геополитическое простаранство, каково будет ваше отношение к этому? И еще один вопрос: считаете ли вы желательным православно-мусульманский геополитический союз? Разумеется, речь не идет о конфессиональном смешении. Г.Д. Мы — за восстановление страны и за прочный православно-мусульманский союз. А. - к.А. Добавлю к этому, что объективно СССР всегда был на стороне мусульман, в частности, арабов. И сионистское движение, и Запад видели в нем реальную угрозу для Израиля. Такую же угрозу они видели и в усилении мусульманского влияния, и в самом существовании мусульманского населения. Очевидно, что именно сионизм и Запад были заинтересованы в развале СССР... Эл. Вы считаете, что СССР защищал мечеть Аль-Акса? А. - к.А. Да. Желая того или нет. Геополитически интересы ислама и СССР совпадали. |