e d i t o

 

 

Пробуждение
СТИХИЙ

 

Вы держите в руках первый номер Евразийского Обозрения "Элементы". Как определить его специфику, его ориентацию в политической реальности нашего общества? К какому жанру его причислить? К какому лагерю отнести? Нам самим сделать это чрезвычайно трудно. Вряд ли "Элементы" укладываются в привычную нам шкалу деления изданий на правые и левые, серьезные и развлекательные, коммунистические и патриотические, политические и культурные, экономические и эротические и т.д.

Само слово "элементы" по-гречески означает дословно "стихии", "основополагающие энергии космоса". Именно таким нам и видится содержание нашего Евразийского Обозрения. Нас интересуют в первую очередь именно "основополагающие энергии" Бытия, проявляющиеся во всех сферах — от социальной до космической, от экономической до эстетической, от человеческой до сверхчеловеческой или внечеловеческой. И среди стихий нас особенно привлекают самые бурные, самые жестокие, самые могущественные, самые чистые как в духовном, так и в материальном плане. Нас волнует и трогает все экстремальное, все предельно концентрированное, все наделенное страшным силовым потенциалом, готовым вылиться как в Великое Созидание, так и в Великое Разрушение. На вопрос о причастности "Элементов" к тому или иному лагерю трудно сказать нечто определенное, но сразу можно отметить, что нам глубоко претит идеологический, интеллектуальный, культурный и политический конформизм, а поэтому мы не принадлежим ни к одному из культурно-политических отсеков, которые Система (в каком бы виде она ни проявлялась) уделяет и согласным и несогласным с ней. "Система" — это мир, из которого изгнаны "стихии", "элементы", из которого удалена История, Воля, Творческое спонтанное усилие человека и нации, в котором изжит вкус Преодоления, Чести и Ответственности, в котором нет больше места для Великого. "Система" — это искусственная конструкция тех, кого Фридрих Ницше называл "последними людьми". Мы можем по праву сказать о себе, что мы противники Системы.

Американо-японский идеолог Нового Мирового Порядка Фрэнсис Фукояма, ярчайший апологет Системы, писал несколько лет назад, что "с победой либерализма во всем мире История подходит к своему концу". Нет. Это мондиализм подходит к своему концу. Великий евразийский континент, напротив, пробуждается ото сна. Расы Евразии начинают все яснее и яснее понимать, чем чреват для них Новый Мировой Порядок и "царство планетарного рынка". Нации и народы нашего материка, этой "географической оси Истории" (как называл его геополитик Макиндер), возвращаются к своим корням, к своим внутренним энергиям, к своим стихиям, к своим ЭЛЕМЕНТАМ, чтобы свободно создавать свое собственное будущее, основанное на нашей почве и замешанное на нашей крови.

В сфере идеологии "Элементы" идут против устоявшихся клише и устаревших инерциальных схем. Из трех основополагающих идеологических семейств — коммунизма, фашизма и демократии — мы не можем выбрать ни одного. Или иначе, нас интересуют отдельные стороны каждой из этих позиций, другие же их стороны мы полностью отвергаем.

Коммунизм и социализм являются для нас привлекательными в той мере, в какой они настаивают на необходимости социальной справедливости, стремятся организовать общество таким образом, чтобы все его члены и слои были избавлены от экономического террора и денежной диктатуры буржуазно-капиталистического, "либерального" строя. При этом атеистические, прогрессистские и материалистические догмы марксизма и социализма, а также их "эгалитаризм" мы категорически не приемлем.

Фашизм интересует нас с духовной, идеалистической стороны, как идеология, пытающаяся через обращение к национальному фактору преодолеть классовое противостояние в обществе; нам также симпатичны идеи героизма, самопожертвования почти орденского, рыцарского типа, которые неразделимы с фашистским стилем. С другой стороны, тоталитарные, репрессивные и шовинистические аспекты, свойственные в той или иной степени, историческим итальянскому фашизму и германскому национал-социализму, для нас совершенно не приемлемы.

И наконец, мы являемся сторонниками "демократии", но только понимаемой органически, "демократии укорененной, почвенной", такой демократии, где "демос", "народ" понимается как качественное единство, как нация, имеющая свою особую историческую судьбу, свою традицию. Мы за полноту власти именно такого народа (а всякое другое понимание народа есть не что иное, как среднестатистическая фикция, исходящая из ирреальных искусственных концепций народа как механического собрания простых атомарных личностей). Но власть народа, "демократия" — это не обязательно плебисцит, парламент или узаконенный тоталитарный "индивидуализм", сложившийся в буржуазных режимах, которые по странной "ошибке" принято называть сегодня "демократическими". Чисто количественный, атомарный подход к обществу, характерный подчас для "демократий" и парламентскую безответственную демагогию некомпетентных политиков мы отрицаем полностью.

"Элементы" — это интеллектуальная трибуна Евразии. К нам стекаются идеологические, политические, информационные потоки со всех точек нашего континента. Во Франции наши коллеги из французских "Элементов", журналов "Кризис" и "Нувель Эколь" предоставляют в наше распоряжение свои уникальные тексты. Из Бельгии мы получаем великолепные материалы и исследования от журналов "Вулуар" и "Орьентасьон". В Италии нас поддерживают "Орион", "Авангвардия", "Трансгрессьони", "Квадерни ди Аваллон". Германия вносит свой вклад в формирование Евразийской Идеи через публикации в "Критиконе", "Штаатсбрифе", "Цайтвенде" и "Фрагменте". В Англии нашими союзниками являются журналы "Скорпион" и "Перспектив". Даже в Иране, журнал "Этелаат" работает с нами в синхронном ритме. Но самая главная наша интеллектуальная база — это, конечно, духовная сокровищница нашей русской мысли, традиция наших национальных гениев, прошлых, настоящих и будущих. "Элементы" многие вещи ставят под вопрос, но лишь в одном мы уверены на сто процентов: Мы абсолютно убеждены в величии и могуществе русского национального духа, в безграничной и животворной потенции России.

Будучи русскими мы, естественно, являемся православными христианами. Когда-то приняв христианство, Русь окрестила не только своих людей, но и свои фантастические, безумные, бурные и сокровенные стихии, свои "элементы". Православие — это не просто одна из ветвей христианской традиции, это — таинственное созерцательное, метафизическое ядро христианства, его последняя Мистерия. Православие — это северный дух Евразии, это пульс и смысл наших святых и богоносных земель. Русское будущее будет русским только в том случае, если оно будет православным, но само наше православие нуждается сегодня в воскрешении, в возвращении к его чистой и надвременной форме. Православие для нас не столько ответ и успокоение, сколько вопрос и сложный путь, поиск, трудный и мучительный возврат к утраченной некогда изначальной прозрачности Умного Делания, христианского, русского домостроительства.

Мы открыты для честного диалога и с другими евразийскими традициями — с исламом, с индуизмом, с буддизмом, даосизмом, язычеством и т.д. Мы признаем за всеми народами право на Различие, на свой особый выбор, на свой собственный путь. И тем не менее, мы провидим все же грядущую евразийскую империю, состоящую из разных этносов, народов, конфессий и политических образований, но сплоченную вокруг Континентальной Идеи.

Итак, перед Вами первый номер "Элементов". Вы — наши судьи, наша поддержка, наши критики и наши защитники. "Элементы" — не сектантское догматическое издание какой-то партии или какого-то движения. Каждый из вас является полноправным участником Евразийского Обозрения. Мы открыты для всех глубоких, честных и страстных авторов, независимо от их партийной, конфессиональной или идеологической принадлежности. Евразийскую Идею нельзя запрограммировать. Она создается спонтанным, живым и предельным усилием нации, усилием имперских народов и рас, усилием автохтонов нашего материка.

Остальное — дело Провидения и "ЭЛЕМЕНТОВ".