|
Полярный Эльбрус
Страна ЛестригоновПеречитывая приключения Одиссея, я понял недавно, что тема Гипербореи в Греции не ограничивается краткими пассажами Пиндара, Эсхила, Геродота и Диодора Сицилийского, которые цитировались уже тысячи раз. У самого Гомера в рассказе о путешествиях Алкиона в страну Лестригонов мы сталкиваемся с ясными указаниями на северную полярную страну. "После шести дней плавания мы достигли на седьмой день далекую крепость Ламе, в городе Телепилос Лестригония. …Там люди, которые спят мало, могут получать двойную плату за работу — ночью пася темных быков, а днем — белых овец, так как в этой стране пути Дня и Ночи близки". Гомер таким образом утверждает, что в стране Лестригонов пастух, готовый ограничить время своего сна, может получать двойную плату, осуществляя двойную работу. Это означает., что световой день там длится двадцать четыре часа. Гомер еще раз уточняет это, говоря, что "пути Дня и Ночи близки" в этой стране. Такое положение дел встречается только на крайнем Севере земли, в регионе, который назывался греками "Гипербореей", т.е. "страной, лежащей по ту сторону Севера" или "северного ветра, борея". Показательно, что название столицы страны Лестригонов "Телепилос" означает "дальние врата", а прилагательное "дальний", "tele" относится в сакральной географии в символическом смысле именно к Северу, к полярным областям. Отсюда устойчивое словосочетание "далекая Туле", встречающееся у Пиндара и Диодора Сицилийского.
По ту сторону "семи миров"Обратимся теперь к венгерскому фольклору, где мы снова сталкиваемся со следами древней протовенгенской, уральской, шаманской традиции в характерном зачине многих сказок и преданий: "По ту сторону семи миров, по ту сторону Стеклянной Горы, по ту сторону Моря …" Эти "семь миров" ("hetvilag") венгерского фольклора точно совпадают с более полным данными сакральной географии в индуистских Пуранах, где говориться "семь двина", т. е. о "семи континентах", в которых пребывает человечество в различные циклы своей истории, в манватарах. Эти "семь миров" совпадают в свою очередь с "семью кешварами" (авестийское "karshvar") традиционной иранской географии. Бируни так определяет эти "семь миров" — 1) Индия, 2) Аравия и Абиссиния, 3) Сирия и Египет, 4) Иран, 5) Византия и славянский мир, 6) Туркестан, 7) Китай и Тибет. Эти земли или "миры" надо, естественно, понимать символически. В исламском эзотеризме эти же "семь земель" представляют собой семь основных уровней земного существования" каждый из уровней управляется своим собственным "Полюсом", "Кутбом", а все семь Полюсов подчиняются, в свою очередь, Высшему Плюсу (al-Qutb al-Ghawth). Но что лежит по ту сторону этих семи миров, о которых говорят венгерские сказки? Там живет Король и два его сына, один из которых, Янош, сталкивается с трудными испытаниями и успешно преодолевает их. В одной из сказок Янош подчиняет себе Медведя, с которым встречается в лесу, и об этом Медведе говорится, что он "подчинил себе стадо Кабанов".. Однако надо напомнить, что, согласно индуистской традиции, древнейшим названием духовного центра Изначальной Традиции было именно "Варахи", т.е. "Земля Кабана". В позднейшие эпохи в результате "восстания Кшатриев" ("воинов", второй традиционной касты, символизируемой Медведем) против "Брахманов" (чьим символом является Кабан) имя гиперборейского континента изменилось — из "земли Кабана" он превратился в "Землю Медведя", т.е. дословно "Арктику" (сравни греческое "arctos", кельтское "arth", санскритское "arkshas" и т.д.) Янош из венгерского фольклора, побеждающий Медведя, очень напоминает шестого аватара Вишну в индуистской традиции — Парашу-Раму, который положил конец "восстания Кшатриев". Парашу-Рама, в свою очередь, идентичен греческому Персею, а о том у Пиндара сказана, что "он посетил страну гипербореев и пировал в их жилище". Но Янош в этой сказке не только побеждает Медведя, ему удается впоследствии объединить вокруг себя и Кабанов и медведей, что символически указывает на древнйший период сакральной истории, когда между двумя высшими кастами существовало не противостояние, а гармония. Генон писал, что "символы Кабана и Медведя не всегда выступают как противоположности, в некоторых случаях они взаимодополняют друг друга как формы духовного могущества (Кабан), гармонично сочетающегося с временной властью (Медведь)".
Нордический пик в исламеТо, что за пределом "семи миров" существует земля, где сохраняются условия изначального райского существования, утверждают также многие авторитеты духовного ислама. Абд-Эль-Карим Эль-Джили (1365 – 1403) писал, что за пределом семи климатических поясов существует "небесная земля, которая белее молока и слаще меда, где был создан Адам". Когда Адам покинул эту изначальную страну, — говорит Джили, — вся земля стала пепельного цвета, кроме областей далекого Севера, где до сих пор правит Хизр и живут "люди Невидимого" (риджал-альб-гайб). Эта страна "солнца полуночи", куда не доплывают рыбаки. Там также не надо исполнять вечерней молитвы, потому что восход предшествует там закату". Интересно также заметить, что согласно географу Якуту, полярная гора Каф некогда называлась Альбора. Гора Альбора — это, как известно, высший пик Европы Эльбрус, достигающий высоты 5633 метра. Обычное явление в сакральной географии: изначальные гиперборейские имена переносятся на области, в которых селятся позже народы, помнящие о своем гиперборейском происхождении. И показательно, что в реальной географии Ирана гора Эльбрус находится на крайнем севере. Так сакральная география проецируется на обычную география и ее исторические названия. Итак, "восьмой климатический пояс", "световая земля" лежит на крайнем севере. Космология Ибн-Сины говорит по этому поводу о существовании космического Востока и космического Запада. Но космический Восток как небесный полюс, центр Истока, следует искать в северном направлении вбили световой земли. Еще в прошлом веке выдающийся представитель шиитской мистической школы Ирана шейх Мухаммад Карим Хан Кермани пояснял, что духовный Восток-Исток (Orient) ориентирует и магнетически притягивает духовную историю человечества к реальности небесного полюса, Космического севера, алмазной скалы на вершине космической Горы Каф, где начинается инициатический мир страны Хуркалья. "Это не те области, которые располагаются на картах в регионах Востока. Древние карты помещали Восток вверху, на месте Севера. И именно это полярное измерение дает смысл человеку и его миру, именно эта нордическая гиперборейская вертикаль является смыслом истории, а не горизонтальный одномерный линейный вектор эволюции, который сегодня ошибочно принимается человечеством за содержание исторического процесса". (А. Корбен "Духовное тело и небесная земля"). Клаудио Мутти (перевод с итальянского А.Д.)
К СОЗВЕЗДИЮ БЕЛОГО
КАБАНА
Интересно заметить, что гиперборейские сюжеты часто хранятся в неприкосновенности как раз среди тех народов, которые населяют горные регионы, названные по аналогии полярными именами. Не случайно гиперборейские темы так различимы в фольклоре басков в Пиренеях, сербов на Балканах, румын в Карпатах, армян на Кавказе, таджикских памирцев-исмаилитов, алтайских шаманов, тибетских ламаистов. Еще более любопытно, что в наше время имен но эти горные регионы Евразии являются наиболее горячими точками, зонами военных конфликтов. Смерть, страдания, кровь, опасность, способствуют пробуждению древнейших национальных духовных энергий в горных народах. Архетипы пробуждаются. Так, все большим мистицизмом проникается движение баскских сепаратистов и националистов, которые после исчерпания марксистской догматики обратились к этно-мистическим концепциям. Возрастающей популярностью в Румынии начинают пользоваться гиперборейские исследования Василя Ловипеску, ученика Генона, посвященные "Гиперборейской Дакии", символу Карпат и румынского фольклора. В Сербии, и особенно в сербской Боснии, все яснее осознается духовный смысл национально-религиозной войны, что сопровождается возрождением православно-исихастских умений, связанных со священной горой православной Традиции — Афоном, а также пробуждением интереса у сербов к гиперборейской изначальной линии славянского фольклора. Карабахский конфликт пробудил в армянах древнейшую память крови, иафетическую полярную, арийскую самоидентификацию этого древнего народа, яснее других осознававшего и утверждавшего, начиная с Мовсеса Хоренаци, свою индоевропейскую природу сквозь библейскую традицию. Так же показательны волнения и конфликты в оккупированном Китаем Тибете инициатические традиции которого, согласно Генону, имеют явно полярный характер. В эту же логику вписывается и нынешнее восстание памирских исмаилитов Горного Бадахшана, которые сохранили в неприкосновенности до наших дней одну из самых эзотерических инициатических традиций ислама. Можно сказать, что такое волнение среди народов гиперборейских гор Евразии, каждая из которых символизировала традиционно Северный Полюс для конкретного сакрально географического региона, является важным знаком времени, свидетельствующем о близости финальной Реставрации, о новом возрождении Полюса. Древнейшие и, казалось бы, давно забытые сакральные сюжеты вновь оживают в травматической конкретике нынешней политики, превращаясь из невинного фольклора в мощную геополитическую, национальную, революционную и подчас военную доктрину. Не свидетельствует ли это о приближении тотального Возрождения Полюса, о начале космического Юла, о пробуждении полярных нордических архетипов? Забвение о полюсе, утрата северной вертикали современным человечеством поставило его на грань катастрофы, вырождения, деградации и духовной дегенерации, венцом чего стала антисакральная теория нового мирового порядка. Но уже зреет апокалиптическое Полярное Восстание. Первыми пробуждаются этносы гиперборейских гор. Но это только первая искра. Пламенем займутся континенты, арийские народы, великие традиции, наследники сакральной цивилизации. Восьмой климатический пояс, не существующий сегодня в физическом мире, станет материальным фактом, согласно евангельскому пророчеству о том, что "тайное станет явными". Появится Илия, отождествляемый в исламской традиции с Хизром, королем Севера. И вождь космического Запада, планетарный Лжец, "Дадджал", Антихрист, будет низвергнут в бездну. Сакральная иерархия будет восстановлена, и созвездие Большой Медведицы снова будет переименовано в созвездие Белого Кабана. Александр Дугин |