|
Хартумский "Исламинтерн"
— полотора года спустя Народный арабский и исламский конгресс Хасана аль-Тураби собрался в первые больше года назад... Какова оценка его деятельности в мусульманском мире? Из всех попыток придать структурные формы мировому исламскому движению опыт последнего года — самый серьезный. Народный арабский и исламский конгресс, проходивший в Хартуме с 25 по 28 апреля 1991 года, собрал исламские делегации из 55 стран трех континентов: Азии, Африки и Европы. Проходя в то время, когда война в Кувейте заканчивалась, этот конгресс мог создать впечатление, что он являлся дополнительным проявлением словесной поддержки Саддаму Хуссейну. Однако, если бы война в заливе заняла основное место в дебатах, все свелось бы к обычным разговорам о жестокости Запада и о необходимости для исламистов объединиться для "нанесения серьезного ответного удара". Но речь, на этот раз, шла о программе более глубокой — о создании организационных структур, внутри которых радикальный мировой Ислам, находящийся в оппозиции к Новому Мировому Порядку, смог бы координировать свою политическую деятельность.
Основа движения В ходе интенсивных дискуссий участники решили создать
руководящий Международный состав, выбрали генеральным секретарем Хассана
аль-Тураби и решили сделать Хартум центром нового Интернационала.
Судан, кроме того, предоставил членам генерального секретариата дипломатическую
неприкосновенность.
Для Хассана аль-Тураби это новое объединение является чрезвычайно важной новой формой организации, которая предназначена для выработки совместного плана действий радикальных мусульман всего мира. Тураби говорит: "Этот конгресс — первое проявление оздоровления после кризиса в Персидском заливе. Это объединение для защиты от тиранического Запада". Что касается исторического контекста, в котором происходит развитие этого нового движения, Тураби его объясняет как "следствие развала восточного блока, которому предшествовал раскол третьего мира", и как результат — возрастания мощи Европы и США. Господство материализма, кроме того, не оставляет места ни для какой веры в божественный закон". "Таким образом, — продолжает Хассан аль-Тураби, — все зависит теперь только от одного Запада: наши решения, наше благосостояние, наши мысли, наши законы, наша цивилизация, наша бедность, наше процветание, наше потребление, наше оружие..." Речь Тураби содержала политические нюансы, вполне способные привести к общему знаменателю различные исламские движения, отличия которых заключаются лишь в выборе характера исламского действия. Эта речь была направлена на установление четких связей между современными политическими концепциями; она лишена радикального отказа от диалога с современностью, как это не раз было с многочисленными фундаменталистскими группировками.
Шесть положений манифеста То, что можно назвать Хартумским манифестом, представляющим
программу борьбы против Запада, состоит из шести положений:
Политизированный ислам Эта программа является документом, учреждающим исламское
политическое и военное движение, порывающее с фундаменталистскими
традиционными группами, цель которых заключалась в придании анафеме
общества, пораженного злом, в удалении от него. Хартумский Интернационал,
напротив, заявил о подготовке к завоеванию общества с целью преобразования.
Группы, входящие в Интернационал, призваны использовать методы современной
конфронтации, применить их политическое действие к современному миру
и создать государство, основанное на Исламе и Шариате. Для этого течения
цель оправдывает средства.
Таким образом у суданских исламистов Хассана аль-Тураби не было особых проблем, когда государственный переворот в июне 1989 года поднял их на вершину власти в Хартуме. Алжирские исламисты также открыто объявили, что они рассчитывают установить исламский режим в стране, как только они придут к власти выборным путем. Хотя выборы, проходящие на современных демократических началах, являются для них лишь неотъемлемой частью глобального политического режима, который они полностью отвергают, так как он, с их точки зрения, представляет собой инструмент подчинения Алжира Западу. В том же ключе можно сказать, что афганские моджахеды, боровшиеся с прокоммунистическим режимом Кабула, не собираются строить модернистский политический режим, противоречащий их принципам. Они хотят установить исламское общество и исламский политический режим, основанный на Шариате, а не на современных гражданских законах и правовой концепции в западном понимании.
Первые итоги Какой же итог деятельности нового движения можно
сделать через полтора года после его основания? Во-первых, усилия
генерального секретариата были направлены в этот период на действия,
необходимые в период начальной стадии формирования, а также на совершенствования
инфраструктуры: международного исламского агенства новостей, представительства
Интернационала, фондов помощи для покрытия расходов по организации
и т.д.
Во-вторых, Хассан аль-Тураби осуществил визит в Афганистан в сентябре 1991 года с целью посредничества между различными организациями афганского сопротивления с тем, чтобы они урегулировали разногласия и укрепили свои ряды. Прошлым летом в Хартуме в срочном порядке был собран генеральный секретариат для рассмотрения ситуации в Алжире в связи со столкновениями в июне 1991 г. между исламистами и армией. В то же время члены секретариата установили контакты для набора новых исламских групп и присоединения их к движению на втором конгрессе. Во всяком случае, опыта прошедшего года недостаточно, чтобы судить о движении и его возможностях. Однако во многих странах исламисты — единственная оппозиционная сила, лучше всего организованная, тогда как традиционные оппозиционные движения теряют свою силу. Следующий факт в поддержку Хартумского Интернационала состоит в том, что он лишен тех сторон, которые препятствуют обычно экспорту Иранской Революции. Шиитский характер этой революции помешал ей широко распространиться в мусульманском мире при наличии в нем суннитского большинства; тем более, что Иран с момента образования Исламской Республики хотел записать в конституцию нового государства шиитский обряд, которого он придерживается. Тем не менее, суннитское большинство, преобладающее в Хартумском Интернационале, позволяет ему развиваться без особых трудностей в самых различных мусульманских странах. Сверх того, это движение опирается на молодое исламское государство, оказывающее существенную помощь и предоставляющее убежище руководящему составу фундаменталистских группировок, изгнанному властями своих стран. В то же время, оно оказывает широкую поддержку Судану, в то время, когда эта страна находится в двойной изоляции (и арабской, и международной). И наконец, последний важный момент — это присутствие внутри "Зеленого Интернационала" опытных руководителей, способных заставить его играть политическую роль в более широком масштабе, нежели масштаб одной страны. Среди них упомянем в качестве примера Рашида Ганнуши (Тунис), Аднана Саадеддина (Сирия), Кади Хуссейна (Пакистан), Ибрахима Шурки (Египет), и Гульбеддина Хекматияра (Афганистан). Таким образом, через год после создания Исламинтерна, это движение показало, что оно жизнеспособно и далеко пойдет в осуществлении своих политических целей, которые вырастают главным образом из глубин Второго Исламского Ренессанса.
Файсал Джаллул "Монд Дипломатик"
|